Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Литература Норвегии: краткая история/Норвежские авторы литературы/Юхан Вельхавен/ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайте Литература Норвегии: краткая история Король Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА

Сельницин Алексей стажёр-исследователь
кафедры русской и зарубежной литературы КГУ

ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА.
 

Юхан Себастиан Вельхавен (1807-1873), пожалуй, больше других норвежских поэтов I половины XIX века заслужил репутацию "певца унылых картин". Проблема хрупкости и мимолётности жизни на Земле волновала поэта на протяжении всего творчества. Яркий пример - стихотворение "Sofuglen" (1836; в русском переводе - "Дикая утка"). Однако разработка темы Смерти и связанных с ней мотивов в лирике Вельхавена на фоне романтической традиции была своеобразна.
 

Наша задача - рассмотреть некоторые особенности поэтического мастерства Вельхавена на примере отражения в его творчестве темы Смерти. Объектом нашего анализа будет стихотворение "Ved Kirkegaarden" ("На кладбище", 1844).

Выделим ключевые понятия и образы, связанные с темой Смерти:

 1. Характеристика состояния природы:
 

Morke - "мрак" - с первой же строки выступает как тотальный, всепоглощающий фон, на котором развёртывается поэтическая картина (сопровождается эпитетом natligt - "ночной"). В 4 строфе с ним соотносятся Mulm ("темнота, мрак") и Nat ("ночь"). Мрак окутывает (ruger) долину; интересен здесь эпитет vide "широкий, просторный", отражающий безбрежность и неограниченность царства Смерти - она владеет всей Землёй;
 

Skyerne - "облака" - бегущие низко над землёй, передают ощущение грядущей катастрофы;
September-Regn - "осенний дождь". Осень как время увядания, умирания всего живого ассоциируется со Смертью. Интересен эпитет golde - "пустой, бесплодный" (противопоставление весеннему дождю как питающему Жизнь);
Vinden - "ветер" - подчёркивает состояние непогоды (ср. Skyerne) и выступает как олицетворение фатальных сил Судьбы.

 

2. Атрибуты кладбищенской обстановки:

  Grave - "могилы" - главный из этих атрибутов. Сочетание антонимов gamle / nye "старые - новые" - передаёт ощущение всесилия Смерти, забирающей всё новых и новых жертв и вечно царящей над преходящей Жизнью. Упоминаемые далее Hoie - "могильные холмы" - внешняя, верхняя часть могил - единственный предмет, выступающий из мрака;
Muld - "земля" - сосредоточение праха, мёртвых останков;
 
Stammerne - деревья, между которыми видны могилы. С ними соотносится Lund - "роща";
  Lilien - лилия, выросшая на могиле, возникающая из праха новая жизнь; сюда же примыкают Blad "лист" и Kalk "чашечка" - части, органы цветка. Сопровождающие эпитеты: tindrende - "дрожащий", taarefuld - "полный слёз". Холодная роса на лепестках прямо ассоциируется со слезами. Её блеск - мёртвый, холодный - единственный "лучик света" в царстве Мрака.

 

3. Абстрактно-философские понятия:
 
Tungsind - "мрачность, тяжесть" - настроение, определяющее картину (Billed) мёртвого царства (усугубляется эпитетом в превосходной степени dybeste - "глубочайший");
 

Glemsel - "забвение" - осмысление бренности всего сущего с точки зрения человека.
Отметим, что в стихотворении слабо выражены как лирический герой, так и человек вообще. Они лишь подразумеваются в образах Tungsind и Glemsel; кроме того, на человеческое присутствие намекает Oie - глаз, ищущий родную могилу (4 строфа). На фоне Мрака этот образ выделяется при помощи эпитета klare "ясный, чистый". Однако поиски устремлены к миру мёртвых. Желанное "сокровище" (Skat) оказывается лишь горсткой праха.
 

Смена образов в стихотворении чётко соответствует движению мысли от конкретного к абстрактному. За картинами природы следует описание кладбища и могил; далее, в 3 строфе, делается философское обобщение при помощи абстрактных понятий. Всё это подытоживается в конце 3 строфы упоминанием самой Смерти (Dod), "разбившей лагерь" на кладбищенской земле. Вслед за этим появляются Oie (4 строфа) и "живой" образ - Lilien (5 строфа. Раз за разом (atter) поднимаясь над прахом, лилия словно бы пытается противостоять увяданию. Однако этот образ ярче всего демонстрирует превосходство Смерти над Жизнью. Не случайно, что единственное живое существо в стихотворении - хрупкий цветок; его торжество недолговечно. Лилия трепещет (b?ver) на ветру (paa Vinden), ей не устоять перед грядущим тленом. Новая жизнь рождается из праха, и ей опять суждено уйти во прах. Возникает ощущение замкнутого круговорота, довершающее безысходную картину мёртвого царства. "Ограниченная" таким образом Жизнь ничтожна на фоне всевластной и вездесущей Смерти. Так Вельхавен постепенно подводит читателя к основной идее: Смерть царит повсюду, ни одно живое существо не избежит тлена, все попытки возвыситься над прахом безуспешны.

"Замкнутость" композиции усугубляется строгим стихотворным размером (трёхстопный ямб) и чётким делением на четверостишия, каждое из которых содержит законченную микротему.
 

Вельхавен придавал большое значение рациональному началу в поэзии. Исконно чуждое романтизму, оно имело для поэта большое значение и ярко выразилось в особенностях его поэтики. Оно позволяло точно передать поэтическое настроение и нацелить читателя на философские размышления. Если большинство романтиков следили только за полётом чувств и фантазии, то Вельхавен отдавал должное логике мысли: без неё, по его мнению, невозможно достижение Красоты как "подлинной свободы искусства". Этот принцип ярко воплощён в стихотворении "Ved Kirkegaarden". И хотя многие современники воспринимали стихотворения Вельхавена как "красивые безделушки", его поэзия до сих пор являет собой неподражаемый пример красоты и гармонии.



Важно знать о Норвегии ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА - Юхан Вельхавен - Поэзия Норвегии - Литература Норвегии - Культура Норвегии


 
 

Web www.norge.ru

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru