11 ГЛАВА. Расторжение неравноправной унии. Норвегия в период довоенного империализма и Первой мировой войны (1900-1918 гг.)
Исторические события 1905 г. временно сплотили норвежские буржуазные партии. После достижения независимости, однако, буржуазный правительственный блок умеренных венстре и консерваторов подвергался растущей критике слева по вопросам экономической и социальной политики, в том числе критике со стороны радикальной части самих венстре (Г. Кнудсен) и выделившейся из них партии рабочих демократов (Ю. Кастберг). На выборах 1906 г. правящая коалиция потерпела поражение. Радикальные, или просто венстре, выдвинувшие программу социальных реформ, получили абсолютное большинство мандатов, социал-демократы удвоили число своих мандатов (с 5 до 10). После выборов коалиционный кабинет во главе с популярным Микельсеном остался у власти, однако ого преемник – умеренный венстре Ёрген Лёвланн (министр иностранных дел в 1905 г.) уже в начале 1908 г. был принужден к отставке совместными усилиями радикального большинства венстре и социал-демократов31. Однопартийный кабинет венстре возглавил судовладелец Гуннар Кнудсен (1848-1928).
Главным спорным вопросом стал вопрос о концессиях. Норвегия как раз в 900-е годы переживала бурный процесс индустриализации (см. выше). Постоянно расширялась промышленная эксплуатация водопадов и других естественных богатств страны, горных и лесных, в большинстве случаев при участии иностранного капитала. Особенно быстро шло строительство гидроэлектростанций. Согласно официальному сообщению, в ноябре 1906 г. 77% мощности построенных гидроэлектростанций находились в руках иностранного капитала32. Растущий контроль частного, в особенности иностранного – английского, шведского, немецкого, капитала над естественными богатствами страны мало волновал тесно связанную с ним крупную промышленную буржуазию. Однако средние слои, не участвовавшие в этой предпринимательской горячке, были обеспокоены происходящим.
В 1906 г. под давлением оппозиции был принят временный закон о концессиях для иностранцев на строительство крупных плотин – "панический закон" (panikkloven). Фактически он преграждал путь иностранному капиталу к сооружению электростанций. Разработка нового, всеобъемлющего концессионного законодательства велась поскольку лет в обстановке острой политической борьбы. Радикальное ядро партии "Венстре" при поддержке социал-демократов (НРП) требовало государственного вмешательства и жесткого контроля за всяким отчуждением водопадов, рудников, лесных участков. Правое крыло венстре склонялось лишь к ограниченному вмешательству, направленному против иностранного капитала, но не стеснявшему отечественных предпринимателей. В 1909 г. был принят ряд радикальных концессионных законов. Они вводили самый принцип правительственного согласия (концессии) на приобретение водопадов и рудников, а отчасти и лесов частными лицами. Концессии были сделаны срочными (60-80 лет), и государство оставило за собой право безвозмездного возврата всех сооружений по истечении этого срока. Столь жесткое условие распространялось и на иностранных, и на отечественных концессионеров. Приток нового иностранного капитала в Норвегию надолго сократился.
Законы 1909 г. стали предметом резких нападок хёйре и правого крыла венстре, обвинявших правительство в нарушении "священного принципа частной собственности". Перед парламентскими, выборами 1909 г. правое крыло венстре оформилось в партию "свободомыслящих" венстре и по примеру 1903 и 1906 гг. блокировалось с консерваторами. На выборах эти партии имели успех и образовали два коалиционных кабинета с консервативными премьерами В. Куновым (1845-1924) и Е. Братли (1856-1939), которые находились у власти соответственно до 1912 и до 1913 гг. Однако консерваторы так и не успели пересмотреть ненавистный им закон о безвозмездной национализации концессий по истечении срока их действия. На очередных выборах в 1912 г. хёйре и "свободомыслящие" потерпели поражение – 24 мандата вместо 65 (из 123): масштаб поражения объяснялся мажоритарной избирательной системой, издавна принятой в Норвегии. Наряду с партией "Венстре", получившей абсолютное большинство в новом стортинге, крупный успех имела НРП, увеличившая число своих мандатов с 11 до 23. Второе правительство венстре с тем же премьер-министром Г. Кнудсеном оказалось самым устойчивым из всех норвежских кабинетов с 1884 до 1945 г. и продержалось у власти до 1920 г.
Венстре продолжили начатую ими политику социальных и политических реформ. Так, была осуществлена политическая эмансипация женщин. Имущая часть женщин получила право голоса на коммунальных выборах (1901 г.), а затем на парламентских (1907 г.). Позже – также в два приема – получили избирательные права и остальные женщины (в 1910 г. – на коммунальных выборах, а в 1913 г. – на парламентских).
ПРИМЕЧАНИЯ
31. Furre В. Op. cit., р. 47-48.
32. Wasberg G. С., Svendsen A. S. Op. cit., s. 111.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: