Дальнейшее развитие монополистического капитализма. Экономические кризисы
В начале 20-х годов Норвегия представляла собой уже относительно развитую индустриальную страну. В промышленности, как и в сельском хозяйстве, была занята третья часть населения. Это соотношение сохранилось и в 30-е годы. Вместе с том произошло увеличение доли промышленности в валовом национальном продукте, существенно изменилась ее структура. На основе крупных, отечественных и иностранных, капиталовложений было осуществлено техническое переоснащение бумажно-целлюлозной, электрометаллургической и химической промышленности. В то же время металлообрабатывающая, машино- и судостроительная отрасли находились в застое.
К 1930 г. электрометаллургия, которая давала, в частности, более 10% мирового производства алюминия15, прочно заняла одно из ведущих мест в норвежской промышленности. Наиболее самостоятельными были никелевые фабриканты, которые в середине 20-х годов вели даже упорную, хотя и безуспешную борьбу за овладение канадскими никелевыми компаниями.
В межвоенный период осуществлялось и ускоренное строительство гидроэлектростанций. Мощность их только за 1922-1939 гг. выросла в полтора раза16. Был обновлен рыболовный флот; за 20 межвоенных лет число открытых моторных судов увеличилось втрое, а палубных – в полтора раза. Это способствовало повышению ежегодного улова рыбы с 600 тыс. т перед первой мировой войной до 1 млн. т. перед второй17. В сельском хозяйстве также происходил процесс капиталистической рационализации и внедрения новой техники. В течение 30-х годов тракторный парк увеличился втрое (до 2800 единиц), число электродвигателей – в полтора раза (до 25 000 единиц), применение искусственных удобрений за весь межвоенный период почти утроилось18.
Ускоренными темпами развивались транспорт и связь, увеличился (в 2,5 раза) тоннаж торгового флота, особенно танкерного. В середине 20-х годов начались регулярные автомобильные перевозки грузов и пассажиров. К 1930 г. протяженность автобусных маршрутов составила 32 тыс. км, за следующее десятилетие к ним добавилось еще 16 тыс. км. В связи с процессом автомобилизации потребление бензина за 1918-1939 гг. увеличилось почти в сто раз19. В 1920-1925 гг. ежегодный прирост валового национального продукта составил 0,8%, а в 1926-1930 гг. вследствие механизации и рационализации производства, а также улучшения конъюнктуры он достиг далее 5,1%20.
Межвоенный период был периодом укрепления позиций крупных монополистических объединений разного типа, утверждения их господствующего положения в экономике. Вместе с тем в 30-е годы возобновился рост государственного и коммунального секторов в народном хозяйстве. Вновь усилилось проникновение иностранного капитала. Он помещался преимущественно в уже существующие промышленные предприятия. Доля иностранного капитала в акционерном капитале страны выросла с 7% в 1919 г. до 16% в 1936-1937 гг.21 Наиболее сильные позиции занял французский капитал. С 1929 по 1939 г. размер французских капиталовложений увеличился, остались неизменными позиции английского капитала, несколько сократился объем американского, вдвое упала доля шведского и в 7 раз – германского. Крупнейший норвежский концерн "Норшк гидро", утроивший за эти годы выпуск азотных удобрений и прочих нитритов, почти полностью перешел в руки иностранных капиталистов: в 1939 г. доля норвежского капитала составляла в нем всего несколько процентов22. На американские деньги был сооружен крупный электротехнический концерн и т. д.
Благодаря процессу технического перевооружения народного хозяйства валовой национальный продукт (пересчитанный в постоянных ценах) увеличивался в 20-30-е годы в среднем такими же темпами, как в 1900-1916 гг.23
Однако это не могло существенно ослабить удары острых кризисов, сотрясавших народное хозяйство страны с перерывами вплоть до середины 30-х годов.
Первый послевоенный экономический кризис разразился осенью 1920 г., когда произошло резкое ухудшение международной конъюнктуры. Норвегия, тесно привязанная к мировому рынку, пострадала от этого особенно сильно. В конце 1921 г. треть торгового флота стояла на приколе. На 30% по сравнению с 1920 г. сократилось промышленное производство. Произошло обесценение кроны, и вдвое поднялся курс иностранной валюты, особенно доллара. Вырос дефицит платежного баланса. В 1920-1926 гг. валовой национальный продукт из расчета на душу населения производительных возрастов уменьшался ежегодно на 0,6%24.
Крайне болезненно протекал кризис в сельском хозяйстве. В особенно трудном положении оказались мелкие крестьяне, которые обзавелись хозяйствами в период дороговизны. Цены на все сельскохозяйственные продукты упали наполовину, на древесину – втрое. Почти прекратилась порубка леса, что еще больше ухудшило положение тех мелких хозяев, которые получали дополнительный заработок как лесорубы. Несмотря на общее падение цен в 20-х годах, задолженность крестьян возросла с 635 млн. крон в 1915 г. до 1296 млн. крон в 1926 г.25 Если в 1920 г. было продано за долги всего 500 дворов, то в 1925 г. – уже 2 тыс., в 1929 г. – около 4 тыс., а в 1932 г. – около 6500 дворов26.
Кризис привел к разорению многих сельских коммун. Уход па-селения в промышленность был невозможен, более того, в сельскую местность устремилась значительная часть потерявших работу промышленных рабочих. Когда коммуны, желая улучшить свое финансовое положение, повышали налоги, то, согласно принятому в 1923 г. закону, они переходили под контроль государства и временно теряли право на самоуправление. В 1928 г. около 110 тыс. глав семейств получили от коммун пособия по бедности, отчего долги коммун катастрофически выросли. Отчаянное положение большой части сельского населения побудило в 1926 г. Крестьянский союз (Norges Bondelag) – организацию зажиточных крестьян – заявить о срочной необходимости "принять меры для предотвращения полного экономического краха"27.
Не успело народное хозяйство Норвегии выйти в конце 20-х годов из состояния застоя, как осенью 1930 г. на нее обрушился мировой экономический кризис.
Валовой национальный продукт упал за 1931 г. на 8%, промышленное производство сократилось на 22%. В 1932 г. четверть тоннажа торгового флота оказалась на приколе28. Прекратили платежи 47 частных банков, среди них такие крупные, как "Поршке кредитбанк" и "Бергене приватбанк". Обострился давний кризис в лесном и сельском хозяйстве.
Капиталистическая экономика Норвегии оказалась бессильной перед новыми испытаниями. Буржуазные правительства 20-х годов пытались смягчить послевоенный кризис с помощью денежной политики, избрав курс дефляции, повышения золотого содержания норвежской кроны. Была поставлена задача восстановить золотой паритет кроны 1875 г., что было достигнуто лишь в 1928 г. Обеспечивая устойчивые доходы капиталистам, эта политика на деле обескровливала экономику, сдерживала рост производства и занятость. Дефляционные меры особенно широко применялись во второй половине 20-х годов, при либеральном кабинете Мувинкеля и консервативном – Люкке. В 1927 г. под давлением сельскохозяйственных рабочих, мелких крестьян и рыбаков стортинг создал специальную комиссию для рассмотрения положения в области финансовой политики. Комиссия оказалась неспособной решить проблему, социал-демократы не добились пересмотра дефляционной финансовой политики, уступив членам комиссии от партии "Хёйре".
Кризисные годы тяжело сказались на положении трудящихся. Небывалые масштабы приняла безработица, превышавшая в 1932-1934 гг. 30% членов профсоюзов и пи разу в 20-30-е годы не спускавшаяся ниже 10-процентной границы. Многие люди оставались без работы в течение весьма продолжительного времени – по полгода и более. Безработица тяжелее всего ударила по молодежи, а также по неквалифицированным рабочим.
В период кризиса значительная часть населения страдала от недоедания. Тяжелые условия жизни привели и к падению все еще высокой рождаемости. Если в 1920 г. в одной семье насчитывалось в среднем четыре ребенка, то к концу 30-х годов эта цифра сократилась до трех. В 1931/32 бюджетном году 315 тыс. норвежцев – каждый девятый! – получали пособие по бедности29. Были выпущены специальные продовольственные карточки, по которым ведомства социального обеспечения в коммунах предоставляли нуждавшимся продовольствие.
Повсеместно сокращалась поминальная заработная плата. По данным Объединения предпринимателей, средняя дневная заработная плата составляла: в 1921 г. – 18,5 кроны, в 1922 г. – 14,07, в 1923 – 13,1, в 1925 г. – 15,2, в 1927 г. – 12,17 и в 1929 г. – 11,59 кроны30. Только с 1936 г. заработная плата в промышленности начала понемногу расти. Наряду с понижением зарплаты происходило, правда, снижение потребительских цен и стоимости жизни, что позволяло имевшим работу, как правило, сохранять реальную зарплату на прежнем уровне, а иногда и добиваться ее увеличения. В целом за 1914-1939 гг. реальная заработная плата (дневная выручка рабочих-мужчин) в промышленности выросла на 40%31. Модернизация экономики проводилась так, что не требовала использования дополнительных резервов рабочей силы. Вместе с тем она означала сохранение и даже повышение уровня жизни для имевших работу трудящихся.
------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЯ
15. Svendsen A. Norsk industrihistorie. Oslo, 1955, s. 77.
16. Historisk statistikk 1968, s. 241 (tab. 147).
17. Ibid., s. 120, 169, 174 (tab. 116).
18. Ibid., s. 147, 149 (tab. 96, 98).
19. Derry Т. K. A History of Modern Norway. 1814-1972. Oxford, 1973, p. 330; Dahl H. F. Norge mellom krigene. Oslo, 1973, s. 12.
20. Myrvoll О. Økonomiske utviklingstendenser i Norge. Fra 1929 til 1954. Bergen, 1954, s. 16.
21. Furre B. Norsk historie 1905-1940. Oslo, 1972, tab. 7, s. 308.
22. Derry Т. K. Op. cit., р. 329.
23. Historisk statistikk 1968, s. 91 (diagr. 16).
24. Historisk statistikk 1968, s. 212; Derry Т. K. Op. cit., p. 305.
25. Ording J. Norge från 1906 till 1940. Stockholm, 1949, s. 372.
26. Furre B. Op. cit., tab. 16, s. 316.
27. Delte er Norge 1814-1964. Oslo, 1963, Bd. 1, s. 401.
28. Furre B. Op. cit., s. 191.
29. Dahl H. F. Op. cit., s. 11, 41.
30. Dette er Norge 1814-1964, Bd. 1, s. 400.
31. Furre B. Op. cit., p. 310-311.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: