Создание правительства Норвежской рабочей партии
В 1935 г. на основе компромисса с "Буннепарти" Норвежская рабочая партия сформировала правительство парламентского большинства во главе с Ю. Нюгорсволлом. Соглашение, достигнутое между двумя партиями, способствовало стабилизации буржуазно-демократических порядков и ослаблению фашистской опасности.
Норвежская рабочая партия, образовав правительство, начала проводить в жизнь провозглашенную ею программу. Правительство добилось выделения значительных средств для осуществления мер по борьбе с кризисом. Был учрежден фонд для поддержки предприятий, созданы государственный промышленный банк, специальная государственная комиссия для планирования работы новых предприятий, централизован сбыт зерна, молока, рыбы. Был принят закон о создании государственного фонда для выравнивания местных налогов, улучшивший экономическое положение коммун; создан специальный комитет по социальным вопросам, приступивший к разработке пенсионного и трудового законодательства; был значительно улучшен и расширен закон об охране труда.
В 1937 г. правительство приняло меры к увеличению производства в промышленности, обслуживающей внутренний рынок, а также к расширению научно-технических исследований. Было создано министерство промышленности, усилен контроль над трестами. За счет отчислений от доходов предприятий в промышленности были организованы специальные фонды, призванные улучшить обеспечение предприятий, а также рабочих и служащих в периоды экономических затруднений и спада производства.
С весны 1935 г. Норвегия стала постепенно выходить из кризиса, что в конечном счете объяснялось общим улучшением мировой экономической конъюнктуры. Гонка вооружений в Европе повышала спрос на норвежское стратегическое сырье – целлюлозу, цветные металлы, продукцию химической промышленности. Промышленное производство возросло с 1935 по 1939 г. на 23%67. Стоимость норвежского экспорта увеличилась на треть, доход от судоходства – на две трети. Повысились цены на сельскохозяйственные товары.
Улучшение конъюнктуры на мировом рынке способствовало сокращению безработицы. Правительство начало осуществлять весьма обширную программу дорожного строительства и выделило кредиты многим предприятиям, обязав их путем расширения объема производства обеспечить определенное число новых рабочих мест. За 1935-1937 гг. около 100 тыс. человек получили работу, и все же вплоть до 1941 г. безработица не была ниже 10% от общего числа организованных рабочих. Уровень жизни трудящихся поднялся в 30-х годах весьма скромно.
Правительство Рабочей партии осуществило ряд социальных реформ. За 1935-1940 гг. расходы на социальные нужды увеличились вдвое68. В 1936 г. был принят новый закон о пособиях по безработице, который охватил 500 тыс. лиц наемного труда. Важным мероприятием было введение для всех рабочих и служащих ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью в девять дней.
В 1936 г. был принят и новый закон о пенсиях для престарелых, однако пенсии выплачивались лишь лицам, достигшим 70 лет и не имевшим никаких источников дохода. Минимальный размер пенсии составлял 480 крон в год в городской и 360 крон в сельской местности, причем коммуны могли за свой счет повышать эти размеры. Почти половина поступлений в пенсионный фонд по старости обеспечивалась введением специального налога.
Мероприятия правительства способствовали некоторому улучшению положения в сельской местности. В результате распашки новых земель и применения принятого в 1928 г. закона "об экспроприации", по которому государство имело право экспроприировать необрабатываемую землю, ежегодно возникало от 500 до 2 тыс. новых хозяйств69.
Усилилось влияние рабочих организаций в коммунах и в их аппарате. Число коммун, управляемых представителями рабочих партий, непрерывно увеличивалось. В 1922 г. их было 35, в 1937 г. – 20070. Это были в основном коммуны в густонаселенных промышленных районах. Здесь происходила постоянная и острая борьба за контроль над местными органами власти.
НРП получила правительственную власть в пору оживления хозяйственной конъюнктуры в стране и на мировом рынке, поэтому успехи, достигнутые ею в проведении своей политики, в значительной части не зависели от нее, хотя и не помешали ей нажить крупный политический капитал. "Норвегия оправилась в результате изменения конъюнктуры; антикризисные планы появились слишком поздно, чтобы оказать какое-либо воздействие; кроме того, их пытались осуществлять только в ограниченной мере. Но они создали новый образ мыслей, а с ним и новое доверие"71.
В 1935 г. были разработаны правила урегулирования трудовых конфликтов, закрепленные в форме "основного соглашения" между Союзом предпринимателей и ЦОПН. Была создана такая процедура переговоров по вопросам неправового характера (т. е. не связанным с толкованием коллективного договора – функцией трудового суда), которая затрудняла открытый конфликт и позволяла обойтись без государственного вмешательства.
Лидеры Рабочей партии и ЦОПН делали все возможное, чтобы предотвратить открытые выступления рабочих и этим, как откровенно пишет реформистский историк Д. Филип, "лишить буржуазию оснований для обвинения правительства в неспособности сохранить мир в обществе"72. Несмотря на все усилия реформистской пропаганды, забастовочная борьба по-прежнему носила весьма острый характер. В 1937 г. прошли крупные стачки транспортных, сельскохозяйственных рабочих и рабочих лесной промышленности. Правда, социал-демократы сумели предотвратить всеобщие забастовки, но тем не менее число конфликтов в 1936-1939 гг. было весьма значительным:
66. Dahl Н. F. Op. cit., s. 48.
67. Historisk statistikk 1968, s. 212.
68. Derry Т. K. Op. cit., р. 327.
69. Harris G. Progressive Norway. Washington, 1939, p. 187.
70. Dahl F. H. Op. cit., s. 77.
71. Ibid., s. 49-50.
72. Philip D. Le mouvement onvrier en Norvège. Paris, 1958, s. 292.