20-летие международного образовательного проекта «Российско-норвежская старшая школа»
6 октября РНСШ исполняется 20 лет. 20 лет тому назад в этот день состоялась официальная церемония открытия школы. Этому предшествовала интенсивная подготовка, которая началась с момента подписания в апреле 1994 года договора о создании Российско-Норвежской Старшей школы. Соглашение о международном проекте в области образования за подписями академика Н.Н. Нечаева от Российской Академии Образования, И.П. Гудкова, в то время возглавлявшего Юго-Восточное окружное управление образования, А.П. Полле, бывшего в то время руководителем методического центра, стало заключительным аккордом в формализации этого проекта, инициаторами которого за год до подписания соглашения выступили представители норвежской школы из города Лиллестрёма (Старшая Школа «Шесму», Skedsmo VGS) а именно: директор норвежской школы Руне Гран (Rune Grahn) и его коллега по школьной администрации Хенрик Фладмо (Henrik Fladmoe). Эта инициатива в Норвегии получила поддержку со стороны губернского управления Акерсхус (Akershus), и на официальное открытие прибыла представительная делегация политиков, среди которых особой активной позицией поддержки проекта выделялся Рольф Рейквам (Rolf Reikvam), и членов управленческого аппарата губернии, в первую очередь от образования: Берит Люфтингсмо (Berit Lyftingsmo), Торе Сандё (Tore Sandø) и многие другие. На открытии присутствовал и посол Норвегии в России Пер Трессельт (Per Tresselt) с супругой и работниками посольства.
Но до этого праздничного торжества в начале октября 1994 года практически за 4 месяца была поведана титаническая работа, чтобы уже 1 сентября российско-норвежская школа приняла первых своих учащихся, как это и положено в школах на территории России.
Сейчас уже мало, кто вспомнит, что в этот короткий срок удалось сформировать педагогический коллектив, убедив будущих преподавателей РНСШ присоединиться к этому проекту; найти школу в Москве, где мог бы развиваться этот международный проект (такой базой стала школа №335, в те годы директором школы был В.Н. Малин), уговорить родителей отдать своих детей в первый класс нового школьного проекта, самих учащихся пойти в новую для них школу. А кто помнит, что за время было в первой половине 90-ых? Недофинсарование, нехватка средств даже на мелочи, отсутствие многих школьных принадлежностей. В этой обстановке норвежская сторона выделила дополнительные средства, и из Норвегии в Москву грузовиком в августе прибыла «гуманитарная помощь»: парты для школьников, рабочие столы для преподавателей, школьные доски, да что там, даже мел и карандаши! А что же лежало в основе этого проекта?
В базовых документах было зафиксировано:
«…Концепция проекта базируется на лучших традициях российской и норвежской педагогики, гармонично сочетает в себе как проверенные временем, так и современные подходы к организации образовательного процесса на старшей ступени обучения. В рамках проекта разработана 3-летняя программа обучения (9,10 и 11 классы) с учетом российских и норвежских стандартов образования.
Учебно-воспитательный процесс в РНСШ строится на основе интегрированного Учебного плана, разработанного с учетом и норвежских нормативных требований. В Учебном плане помимо традиционных учебных дисциплин предусмотрено обязательное изучение норвежского языка в объеме 5 часов в неделю.
Преподавание всех учебных дисциплин осуществляется на основе интегрированных программ с учетом российских и норвежских требований к содержанию образования. В преподавании используются как российские, так и норвежские учебники.
Программа обучения в РНСШ предусматривает учебные поездки в Норвегию на основе безвалютного обмена с учащимися Старшей школы «Skedsmo».
Учащиеся сдают экзамены с учетом российских и норвежских нормативных требований и получают по окончании школы как российский, так и норвежский аттестаты государственного образца.
РНСШ обладает ежегодной квотой Министерства образования Норвегии на обучение выпускников школы в Высших учебных заведениях Норвегии….»
Состоится ли этот проект в том виде, который заложен в основу, тогда ещё никто не мог сказать точно. Но работа над этим началась уже с первых месяцев после подписания договора. Интегрированные учебные планы по всем предметам стали разрабатываться преподавателями РНСШ с участием методистов метод.центра Юго-Восточного округа. Те, кто владел норвежским, засели за переводы учебных программ, планов, прочей документации из Норвегии, а также учебников и учебных пособий для учащихся. И уже 1 сентября РНСШ в полной готовности встретила своих первых учеников. А сама церемония открытия проекта была перенесена на начало октября, так как норвежская делегация не смогла приехать раньше.
Итак, вспоминая то время, что как уже 20 лет прошло, перед глазами встают люди, которые многое сделали, чтобы это международное сотрудничество стало реальностью: руководитель проекта Е.Н. Карпов (возглавлял РНСШ вплоть до начала октября 2013 года), заместитель руководителя проекта О.В. Сахарова (уже почти как 5 лет её с нами нет), секретарь Мила (вот так просто – Мила!), простые норвежские преподаватели: Эгиль Сёрум (Egil Søreum) и Виктор Нюборг (Viktor Nyborg), которые неоднократно приезжали в Москву со своими учениками, чтобы проложить электропроводку и наладить работу электрооборудования и освещения в помещениях школы 335, или провести ремонт и положить полы, члены школьной администрации Шесму: Арве Сторм Ханссен (Arve Storm Hanssen), Бьёрн Баккер (Bjørn Bakker)… Лица норвежцев сменяет череда лиц российских учителей РНСШ, сотрудников школы 335, вновь норвежцы, и вновь россияне – события, люди, опять события и ученики, ученики, ученики, затем вереница выпускников и новые учащиеся.
А что в сухом остатке после 20 лет, спросите вы. Это несколько сотен российских ребят, а после 20 лет взрослых людей, которые закончили РНСШ, получили свои заслуженные свидетельства и дипломы, подтверждающие их знания. Это многие выпускники, которые работают с Норвегией и в самой Норвегии, это и те, кто не стал связывать своё будущее с этой страной, но сохранил добрую память о норвежцах и школе. Тут на днях мне поведал один из норвежцев забавную историю о том, как, въезжая в новую квартиру в Москве, его на пороге дома встретил молодой сотрудник риэлтерского агентства в России и приветствовал на прекрасном норвежском языке. Этим молодым человеком был один из выпускников РНСШ. К этому можно добавить не одну диссертацию, написанную на основе опыта работы РНСШ, много научных статей и методических рекомендаций, изданных и в России и в Норвегии, были среди преподавателей и те, кого признавали лучшими учителями года. Много было хорошего в течение 20 лет, были ошибки (дело то было новое!), недостатки, недочёты (не все же были 20 лет тому назад столь мудры и опытны, как сейчас по прошествию стольких лет). И время в 90-ые было авантюрное, время для смелых и порой бесшабашных поступков. Всё ли получилось? Не берусь судить, пусть оценку вынесут бывшие учащиеся, ведь им пришлось пройти через все эти интеграции, нововведения, эксперименты и прочее, чем сопровождалась работа по осуществлению школьного проекта.
А сейчас, когда минуло 20 лет, и РНСШ переступает через 20-летний юбилей, хочется не только вспомнить те годы и людей, стоявших у истоков проекта, хочется поблагодарить всех, кто в тот 1994 год и позднее принял участие в этом сотрудничестве. И, конечно, поздравить всех с юбилеем РНСШ.
Шпилькин С.В. (один из тех, кто имел отношение к проекту «Российско-Норвежская Старшая Школа» в течение 20 лет)
20-летие международного образовательного проекта «Российско-норвежская старшая школа»
|