Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/История Норвегии - обзор/ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ/Глава 14.Часть3/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись Норвегии История Норвегии - обзор Декабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

Глава 14.Часть3

Послевоенное развитие государственно-монополистического капитализма

Вскоре после сформирования нового правительства оно разработало пятилетнюю программу восстановления народного хозяйства. Общая сумма капиталовложений, предусмотренных программой для достижения уровня 1930 г., составляла 6-8 млрд. крон, не считая расходов на жилищное строительство; в полях получения: средств для финансирования экономики26 предусматривалось также сокращение личного потребления и значительное превышение экспорта над импортом. Строгое регулирование экономики обеспечило в 1946-1948 гг. высокие среднегодовые темпы роста валового национального продукта (10,5%)27.

Еще 1 августа 1945 г. в Норвегии был создан Совет экономической координации, в который вошли представители правительства, профсоюзов и предпринимателей. Временно Совет был подчинен премьер-министру. В его функции входило рассмотрение вопросов восстановления и расширения производства, регулирования цен, борьбы с безработицей, снабжения страны сырьем и материалами. Основное внимание уделялось заработной плате, стабилизации цен и внешнеторговой политике. Однако Совет представлял собой скорее место жарких дискуссий по проблемам экономической политики, чем действенный орган руководства народным хозяйством. Постепенно его функции взял на себя финансовый комитет стортинга, который тоже работал неэффективно. В 1947 г. функции экономического планирования и руководства внешней торговлей были возложены на реорганизованное министерство торговли.

Одним из важных рычагов регулирования экономической жизни со стороны государства были призваны служить подробно разработанные "национальные бюджеты", однако они не могли быть достаточно эффективными, поскольку не учитывали многих факторов, в том: числе изменения конъюнктуры на мировом рынке, изменения размеров заработной платы, цен и др.

Правительство расширяло государственный сектор путем строительства новых предприятий. В июле 194В г. оно добилось принятия стортингом постановления о строительство крупнейшего металлургического завода в Му-и-Рана и алюминиевого завода в Ордале. Металлургический завод имел большое значение для экономики страны: он должен был способствовать сбережению валюты, удешевлению импорта, обеспечивать рынок для местной руды и содействовать развитию отсталого Севера страны. Предполагалось, что после окончания строительства завод полностью освободит страну от необходимости ввозить железо28. Эти и несколько других предприятий составили основу государственного сектора в промышленности. Кроме того, в руки правительства перешли акции ряда крупных предприятий, которые принадлежали раньше оккупантам. Однако от систематической скупки акций, которая усилила бы влияние государства, правительство воздержалось.

Национализация, проведенная правительством после войны, носила ограниченный характер и охватила лишь телефонную связь и авиационную компанию29. В 1949 г. был национализирован Норвежский банк, однако он и до этого был фактически государственным: его правление и директор назначались правительством и стортингом.

Несмотря на то что восстановление экономики проводилось под лозунгом "терпения и жертв" со стороны всех слоев общества, норвежская буржуазия не склонна была поступаться своим богатством. Еще в 1945 г. буржуазные партии приложили много усилий для того, чтобы не допустить принятия закона о единовременном налоге на доходы, полученные в годы войны. Им удалось добиться отсрочки, рассмотрения внесенного в стортинг законопроекта. Был создан специальный комитет для разработки нового проекта закона, который в июле 1946 г. после ожесточенных дебатов был принят стортингом. Налог на доходы, полученные во время войны, предусматривал много исключений, выгодных буржуазии.

Сильные позиции в послевоенной норвежской экономике по-прежнему занимал иностранный капитал. Он участвовал в промышленности, работающей на экспорт, преимущественно в отраслях, основанных на использовании дешевой электроэнергии (электрометаллургической, электрохимической, электротехнической), в некоторых отраслях, обслуживающих внутренний рынок, в торговле и судоходстве. В крупнейшем химическом концерне "Норшк гидро" 98% капитала было в руках французских, германских, шведских, голландских и швейцарских капиталистов30. Английский капитал был вложен в предприятия по производству карбида, твердых Ясиров и мыла. В промышленности, производящей алюминий, ферросплавы, титаний и никель, участвовал американский, канадский и английский капитал. Американский, шведский и швейцарский капитал был вложен в различные отрасли электротехнической промышленности.

Норвежское правительство предприняло некоторые шаги с целью ослабить влияние иностранного капитала на экономику страны. В июле 1947 г. между правительствами Франции и Норвегии был подписан договор о передаче французских акций "Норшк гидро" Норвегии. После этого в руках государства оказалось 44% акций этой компании31. У иностранцев были выкуплены также некоторые другие крупные пакеты акций норвежских предприятий. В частности, у англичан правительство выкупило два больших горнодобывающих предприятия и акции деревообрабатывающей компании "Юнион". К государству перешли предприятия ряда германских концернов. Однако это не подорвало влияния иностранного капитала в экономике страны. Соответствующие мероприятия вызывали сильное сопротивление со стороны иностранных компаний.

В 1946 и 1947 гг. с целью обеспечить ввоз в страну дефицитных продуктов Норвегия значительно увеличила свой импорт, используя кредиты, полученные от Швеции, США и Канады. Однако с 1947 г., когда импорт достиг 55% национального продукта, была взята линия на его сокращение. Преобладающая доля внешней торговли Норвегии приходилась на США и Англию. Постепенно возрастала торговля с СССР и другими странами Восточной Европы, доля которых достигла к 1949 г. 10% норвежского экспорта и импорта. В 1948 г. Норвегия получила из СССР 40% всего ввезенного его зерна32.

Одной из важных мер по регулированию экономики являлась система контроля над ценами. Был создан центральный контрольный орган, директорат цен, который устанавливал максимальные цены на наиболее важные товары и услуги. Для поддержания стабильных цен была введена система государственных субсидий предприятиям. В 1945/46 бюджетном году в виде субсидий было выдано 349 млн. крои, в 1946/47 г. – 423 млн. крон и т. д.33

Основным актом, определившим систему контроля над ценами, был закон от 30 июня 1947 г.34, который ежегодно продлевался вплоть до 1953 г. Закон вызвал много протестов со стороны крупней буржуазии, которая считала, что он, стесняя условия конкуренции и ограничивая возможности "свободного ценообразования", препятствует получению максимальных прибылей. В ухудшении условий капиталистической конкуренции крупная буржуазия видела "ограничение прав личности". Особое негодование предпринимателей вызывало также запрещение останавливать производство в том случае, если владелец предприятия не был согласен с установленными ценами.

Несмотря на наличие разветвленной системы контроля, практика превышения установленных цен приняла широкие размеры. Директорат цен только в течение 1946 г. рассмотрел 11 200 случаев нарушения закона о ценах. Используя спрос населения на многие товары, торговцы легко находили обходные пути, действуя через посредников, особые фирмы и т. п. Санкции, предусмотренные законом, применялись редко. До лета 1948 г. контроль за соблюдением закона осуществляли полиция, с 1948 г. – гражданские органы. Наиболее распространенной мерой наказания за нарушение закона был штраф, а часто – просто предупреждение35. Таким образом, и в этом вопросе, который мог сыграть важную роль в проведении экономической политики, отрицательно сказалась половинчатая, реформистская линия правительства.

Несмотря на трудности, с которыми было связано послевоенное восстановление экономики, правительство стремилось не допускать повышения стоимости жизни. Правда, обещав трудящимся стабилизировать уровень цен, правительство потребовало от рабочих отказаться от требований повышения заработной платы и проведения забастовок.

Правительство и Объединение профсоюзов провели ряд мероприятий, направленных на улучшение экономического положения трудящихся. В сентябре 1945 г. было проведено "чрезвычайное" повышение заработной платы для всех рабочих в размере 58 эре в час в целях частичной (на 75%) компенсации за рост стоимости жизни с января 1940 по июль 1945 г. В июле 1946 г. заработная плата была увеличена еще на 15 эре. Рабочие в некоторых отраслях народного хозяйства, прежде всего низкооплачиваемые, получили дополнительные надбавки. Однако уже в 1918 г. ЦОПН решило отказаться от нового единовременного повышения заработной платы36.

Значительное внимание было уделено жилищному вопросу. К концу войны без квартир оказалось около 100 тыс. семей. Однако ввиду нехватки материалов и рабочих рук строительство велось в ограниченных размерах. Одним из следствий жилищной нужды была высокая стоимость жилья и высокая квартирная плата.

В первые послевоенные годы было существенно изменено социальное законодательство: были введены пособия многодетным семьям (в 1946 г.), ежегодный трехнедельный оплачиваемый отпуск для всех рабочих и служащих и оплата праздничных диен 1 и 17 мая (в 1947 г.). Эти мероприятия содействовали некоторому повышению жизненного уровня трудящихся. Правда, пособие многодетным семьям выплачивалось в размере 240 крон в год на каждого ребенка, начиная со второго, что для рабочего с двумя детьми соответствовало лишь 2-3-процентной надбавке к его заработной плате37.

В 1948 г. были приняты законы о введении на крупных судах трехсменной системы вахт, т. е. 8-часового рабочего дня, и о 48-часовой рабочей неделе для сельскохозяйственных рабочих, а также закон об охране труда домашних работниц. В 1949 г. была введена 40-часовая рабочая неделя для горняков38.

Важное значение Норвежская рабочая партия и Объединение профсоюзов придавали так называемой экономической, или индустриальной, демократии, т. е. привлечению к участию в управлении предприятиями запятых на них рабочих и служащих, точнее – избранных последними доверенных лиц. Конкретно речь шла о создании так называемых производственных комитетов. Такие комитеты начали создаваться с 1946 г. на промышленных предприятиях с числом рабочих и служащих не менее 20 (с 1950 г. – не менее 50 человек)39, из представителей администрации и рабочих и должны были заниматься экономическим положением предприятия, технологическим процессом, особенно рационализацией труда, охраной труда и квалификацией рабочих. На государственных предприятиях – железных дорогах, почте, предприятиях, находящихся в ведении управления по гидроэнергии, дорожного управления и других, – были созданы 28 так называемых оперативных комитетов, аналогичных производственным комитетам и подчиненных особому центральному совету. Производственные и оперативные комитеты на деле послужили интенсификации труда. Участие рабочих представителей, на деле весьма ограниченное, в решении вопросов производства и управления предприятием создавало лишь видимость, иллюзию "социализации" экономики.

К осени 1948 г. было создано лишь 1035 производственных комитетов40. Они не имели авторитета, так как не представляли собой реальной силы, которую рабочие могли бы использовать в своих интересах. Многие комитеты вскоре прекратили деятельность.

Несмотря на то что политика правительства НРП до известной степени ущемляла интересы капиталистов, они были вынуждены скрепя сердце мириться с пей, понимая, что эта политика в конечном итоге не затрагивала их коренных интересов и позволяла по-прежнему эксплуатировать рабочий класс. Орган промышленных кругов – журнал "Фарманн" 18 мая 1946 г. писал: "...наличие рабочего правительства имеет свои преимущества. В принципе мы против каких-либо прочных связей между правительством и профсоюзами, но в период недовольства и волнений на предприятиях ясно, что рабочие больше слушают своих, чем кого-либо другого. Таким образом, когда дело касается трудовых отношений, необходимо без всяких оговорок признать, что наличие у власти рабочего правительства является предпочтительным"41.

Тем не менее крупные капиталисты втайне создали в 1947 г. организацию "Либертас", целью которой было "противостоять постоянно растущему наступлению плановой экономики". С "Либертас" слились возникшие ранее пропагандистские организации промышленников и торговцев ("Индустрия") и судовладельцев ("Просветительный союз по вопросам экономической политики"). "Либертас" повела активную кампанию в защиту частнокапиталистического сектора и устоев капитализма вообще.

Меры, предпринятые в первые послевоенные годы в экономике и социальном развитии, были обеспечены поддержкой, которую оказывал мероприятиям правительства НРП рабочий класс. Компартия Норвегии прилагала все силы к тому, чтобы содействовать осуществлению демократической программы послевоенного развития. Она подвергала критике непоследовательность и оппортунизм руководства Норвежской рабочей партии. Коммунисты указывали, что НРП, несмотря на свои обещания, не проводит эффективного планирования. КПН предлагала всемерно развивать местный рынок, планомерно увеличивать покупательную способность населения и проводить более гибкую торговую политику. Коммунисты критиковали правительство за нежелание проявить необходимую инициативу в деле национализации предприятий, за пренебрежение к требованиям усиления роли рабочих в управлении производством и по многим другим вопросам социально-экономической политики.

ПРИМЕЧАНИЯ

26. Leiserson М. W. Op. cit., р. 17.

27. Vekst og velstand, s. 13.

28. Norway. Economic and Commercial Conditions, p. 28.

29. Ibid., p. 48.

30. Ibid., p. 25.

31. Ibid., р. 34.

32. Ibid., р. 39.

33. Norsk næringsliv idag, s. 28.

34. The Norway Yearbook, p. 222.

35. Friheten, 1947, 26 mai.

36. Norway. Economic and Commercail Conditions, p. 52.

37. Ball Е. Op. cit., s. 144.

38. Fagføroningskunnskap. Oslo, 1954, brev. 3, s. 3, 6; Norway. Economic and Commercial Conditions, p. 50-52.

39. Munthe P. Some Structural Chances in Norway's Economy since the War. – Wirtschaftssysteme dos Westens. Tübingen, 1959, Bd. 2, s. 137.

40. Norway. Economic and Commercial Conditions, p. 52.

41. Farmand, 1946, 18 mai.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Ulfdalir



Страницы Норвежской истории
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II Вергеланд выступил с прямой критикой в адрес Партии за независимость. Вергеланд обвинил Фальсена за веру в то, что у страны была как исполнительная, так и законодательная власть. Известно, что такого не было. Целью нападок Вергеланда был принц-регент. Он считал, что его оппоненты были заинтересованы в отстаивании позиции принца, а не народа.
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I В Учредительное собрание в Эйдсволле весной 1814 года входили избранные представители со всей Норвегии (исключая Северную Норвегию). Их задачей было написание Норвежской Конституции. Представителей, участвовавших в собрании, принято называть депутатами народного собрания, принявших конституцию в Эйдсволле или отцов Эйдсволла.
Майские дни сорок пятого в Норвегии
Майские дни сорок пятого в Норвегии Майские дни сорок пятого. Ощущение пьянящего счастья. Объявление на дверях одного из магазинов парадной улицы Осло, Карл Юхан, так и гласит: «Закрыто по причине радости». После пяти трудных лет чувства рвутся наружу, и не только радостные.


Важно знать о Норвегии Глава 14.Часть 3. Послевоенное развитие государственно-монополистического капитализма


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    Глава 14.Часть3 Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru