Глава 14.Часть4
Присоединение к "плану Маршалла" и вступление в НАТО
После окончания войны руководители Норвежской рабочей партии заявили о необходимости пересмотреть довоенные принципы внешней политики правительства. Были поставлены задачи укрепления обороны Норвегии и развития хороших отношений со всеми странами.
Одним из проявлений этой политики было развитие добрососедских отношений с Советским Союзом. Экономические и культурные связи между освобожденной Норвегией и СССР стали расширяться. В 1946-1948 гг. деятели советской культуры неоднократно посещали Норвегию, а представители Норвегии приезжали в Советский Союз. СССР заключил с Норвегией экономическое соглашение, которое, как признавала газета "Арбейдербладет", свидетельствовало "о большой доброжелательности СССР к Норвегии" и облегчало положение норвежской горной и алюминиевой промышленности42. Когда в январе 1948 г. был подписан протокол о товарообороте между Норвегией и СССР, предусматривавший удвоение торговли, причем на выгодных для Норвегии условиях, та же газета отмечала, что этот факт "подтверждает добрососедские отношения между обеими странами... Мы можем быть довольными как самим соглашением, так и тем, что оно осуществлено в столь дружественных формах"43.
Лидеры правящей Норвежской рабочей партии постоянно подчеркивали свое стремление развивать дружеские отношения с Советским Союзом, что вызывало самый благоприятный отклик у норвежского народа. Руководители НРП и правительства участвовали в работе общества "Норвегия-СССР", выступая в нем с докладами и т. п. Влияние общества усиливалось. В марте 1948 г. оно имело 17 отделений, в которых состояли свыше 26 тыс. индивидуальных и коллективных членов. В числе коллективных членов общества было 46 рабочих и профсоюзных организаций, объединивших 20 тыс. человек44. Под "Приветственным адресом" советскому народу к 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции подписались 828 тыс. человек, или четверть всего населения страны45.
Для послевоенных политических настроений в Норвегии были весьма характерны выступления против фашистского режима в Испании. В октябре 1945 г., когда в прессе появились сообщения о том, что некоторые норвежские фирмы возобновили торговлю с Испанией, профсоюзы и рабочие ряда предприятий страны провели митинги протеста. Наиболее активно антифашистская кампания велась в 1946 г., когда по всей стране состоялись сотни выступлений трудящихся, которые протестовали против режима Франко и требовали от правительства не восстанавливать отношений с Испанией, а, напротив, добиваться международных санкций против нее в ООН. Впоследствии норвежское правительство постепенно восстановило дипломатические и торговые отношения с Франко46.
Как заинтересованность в развитии добрых отношений с СССР, так и антифранкистские демарши свидетельствовали о новых тенденциях норвежской внешней политики, об отходе от довоенной политики самоизоляции и пассивности. Руководители Норвегии заявили о намерении оставаться вне блоков и группировок великих держав, служить связующим звеном, "мостом" (излюбленное выражение северных политиков того времени) между бывшими союзными дернинами Запада и Востока. Однако, как страна капиталистическая, экономически, политически и идейно издавна ориентировавшаяся на англосаксонские дернины, Норвегия по-прежнему была тесно связана с ними47.
Уже первые шаги империалистических великих держав к развязыванию "холодной войны" против Советского Союза привели к активизации правых элементов в руководстве правящей НРП, к усилению их влияния на внешнюю политику правительства. В середине 1947 г., когда на повестку дня встал вопрос об отношении к "плану Маршалла", правительство Норвегии испытывало определенные колебания. С одной стороны, трудности в осуществлении программы послевоенного экономического развития делали американскую помощь весьма желанной в глазах норвежских социал-демократических лидеров. С другой стороны, лидеры НРП не могли не видеть политических аспектов американской помощи, понимали суть "плана Маршалла" как зачатка западного блока. Отнюдь не хозяйственные трудности, а идейно-политическая солидарность с Западом решила дело. Норвежские буржуазные партии прямо-таки требовали принятия "плана Маршалла", истинной целью которого было спасти европейский капитализм, ослабленный в результате войны и подъема рабочего движения.
На Парижской конференции будущих участников "плана Маршалла" летом 1947 г. норвежская делегация тем не менее старалась ослабить политический аспект помощи и придать будущему соглашению чисто экономический характер. Не отказываясь публично от политики "наведения мостов", норвежские руководители с осени 1947 г. втайне обсуждали возможность полного пересмотра внешнеполитического курса страны. Осенью 1947 г. министр иностранных дел X. Ланге открыто заявил в стортинге, что норвежское правительство поставило перед собой задачу сотрудничества с "адекватно понимающими демократию" правительствами других стран и не одобряет политического устройства, существующего в странах Восточной Европы48.
В апреле 1948 г. Норвегия официально присоединилась к организации "плана Маршалла" – ОЕЭС. Однако в рядах НРП не было единства по этому вопросу. На страницах партийной печати помещались статьи с резкой критикой в адрес руководства партии. Лидеры НРП старались приуменьшить отрицательные последствия одностороннего развития экономики в рамках "плана Маршалла". В связи с этим показательно выступление тогдашнего министра торговли Норвегии Бруфосса, который в сентябре 1948 г. писал, что участие в "плане Маршалла" не означает присоединения к американской точке зрения в области экономической политики: "...Мы не согласны с США. Жизненно важным условием для нас является сохранение и расширение торговли с Восточной Европой, прежде всего импорт зерна из СССР, который уменьшает нашу зависимость от долларовых стран. Торговые связи с Восточной Европой дают нам также возможность экспортировать товары, которые не имеют рынка в Западной Европе"49.
Американцы стремились использовать "план Маршалла" для усиления своего влияния в хозяйственной жизни Норвегии. Американское Управление по вопросам взаимного обеспечения безопасности под предлогом помощи норвежским предпринимателям пыталось контролировать горнорудную промышленность, в частности предприятия компании "Норшк бергверк", добывающие вольфрам, и предприятия по обогащению магнитного колчедана. Американская частная "Интернэшнл алюминием ком-пани" приобрела влиятельные позиции в алюминиевой промышленности Норвегии, а также в энергетике и электротехнике50. В порядке восстановления своего торгового флота норвежцы получили устаревшие и тихоходные суда военного времени типа "Либерти", которые не могли содействовать повышению рентабельности и конкурентоспособности норвежского флота.
Коммунистическая партия Норвегии требовала отказа от "плана Маршалла" и проведения самостоятельной внешней и внутренней политики. Усилия норвежских коммунистов осложнялись антисоветской и антикоммунистическом кампанией, вспыхнувшей в Скандинавии зимой-весной 1948 г. Поводом для ожесточенных нападок на СССР и КПН послужили установление рабочей власти в Чехословакии (февраль 1948 г.) и вынужденные меры, принятые Советским Союзом в ответ на односторонние действия США, Англии и Франции в отношении Берлина (1948-1949). В проведении этой пропагандистской кампании участвовала не только буржуазная печать, но и социал-демократическая. В городах организовывались антикоммунистические демонстрации. Из руководства социал-демократических организаций и профсоюзов устранялись левые элементы, которых обвиняли в симпатиях к коммунистам.
Ссылаясь на "угрозу войны" со стороны Советского Союза, руководители НРП выдвинули на первое место вопрос об укреплении обороны Норвегии. В центре внешней политики Норвегии в 1948 г. оказались переговоры между скандинавскими странами о сотрудничестве в вопросах обороны. Эти переговоры велись продолжительное время – с мая 1948 по январь 1949 г. – между представителями Норвегии, Дании и Швеции, но не имели успеха в связи с различным подходом их участников к вопросу о военно-техническом сотрудничестве скандинавского оборонительного союза с другими странами Запада. В отличие от своих партнеров норвежские представители настаивали на том, что будущий союз должен иметь прозападную ориентацию. Не найдя поддержки, особенно у Швеции, и убедившись в отрицательном отношении США к скандинавскому блоку, норвежское правительство приняло участие в переговорах о Североатлантическом пакте (НАТО)51.
Стремясь к укреплению мира и безопасности на Севере, Советское правительство в начале 1949 г. официально предложило Норвегии заключить двухсторонний договор о ненападении. В своем ответе от 1 февраля 1949 г. норвежское правительство отклонило советское предложение, пообещав вместе с тем не допускать размещения иностранных вооруженных сил в стране в мирное время52.
Внешнеполитические действия правительства вызвали в Норвегии мощное движение протеста, в котором участвовали представители всех слоев норвежского народа, многочисленные профсоюзные, молодежные, женские и другие организации. Коммунистическая партия Норвегии решительно выступала против планов включения страны в НАТО. В декабре 1948 г. ЦК КПН обратился с воззванием к норвежскому народу, призывая его к объединению для борьбы за мир, против гонки вооружений и военных блоков. Рабочие устраивали собрания, на которых принимались резолюции протеста против политики правительства. Представители рабочих посещали стортинг и передавали депутатам и правительству свои требования отказаться от участия в НАТО. Противники НАТО провели несколько многотысячных митингов протеста в Осло, Бергене, Тронхейме и других городах. 27 февраля 1949 г. был организован 10-тысячный митинг перед зданием стортинга, на котором выступали представители ряда профсоюзных организаций. Противники вступления Норвегии в НАТО организовали сбор подписей под петицией протеста, которая была представлена в стортинг. К апрелю 1949 г. под петицией было собрано около 100 тыс. подписей53.
Еще зимой 1948/1949 г. большинство рядовых членов правящей партии выступало за нейтральный блок скандинавских держав. Сторонником скандинавской ориентации долго был и председатель НРП – премьер-министр Герхардсен. Однако накануне внеочередного съезда НРП (17-19 февраля 1949 г.) правое проамериканское крыло в руководстве партии – секретарь НРП X. Ли, председатель ЦОПН К. Нурдаль, председатель парламентской фракции влиятельный О. Торп, министр иностранных дел X. Ланге, внешнеполитические эксперты А. Урдинг и Ё. Саннес – одержало верх54.
Поворот во внешней политике Норвегии был закреплен на съезде партии в феврале 1949 г. Выступивший на съезде с большим докладом X. Ланге восхвалял "план Маршалла", уверял, что он не ставит никаких политических условий и даже во многом соответствует "социалистическим принципам плановой экономики"55. Далее он утверждал, что ООН не способна содействовать разрядке международной напряженности и Норвегия должна искать иные пути для укрепления безопасности – сближаться с США.
Ланге использовал в своей аргументации даже миролюбие Советского Союза, в которое верили широкие массы норвежских рабочих: "Правительство пришло к выводу, что Советский Союз не примет против нас или любого другого государства каких-либо шагов, ведущих, по его мнению, к новой всеобщей войне. Именно потому, что мы оцениваем позицию Советского правительства таким образом, мы убеждены, что солидарность, закрепленная в договоре с великими демократиями Запада, даст нам наибольшую степень безопасности, достижимую в этом несовершенном мире"56.
Делегаты съезда, следуя рекомендациям руководства партии, единодушно высказались за вступление в НАТО.
В марте 1949 г. стортинг большинством голосов (130 против 11 при 7 отсутствовавших) принял решение о присоединении Норвегии к НАТО57. Считаясь с общественным мнением страны, норвежское правительство неоднократно заявляло, что оно не будет содействовать никакой агрессивной политике и не предоставит в мирное время свою территорию и морские воды для длительного пребывания иностранных вооруженных сил. В этом и состояла отныне суть так называемой базовой политики Норвегии.
Вступление страны в НАТО привело к значительным изменениям в ее экономической и политической жизни. В том же 1949 г. был принят "план укрепления обороны", рассчитанный на 1949-1955 гг. и предусматривавший значительное увеличение вооруженных сил и строительство многочисленных военных сооружений. В феврале 1950 г. Норвегия заключила соглашение о взаимной помощи с США, которое открывало перед американцами возможность контролировать вооруженные силы и военную промышленность партнера. Следующим шагом было заключение в 1951 г. соглашения об участии Норвегии в создании общего командования и общих вооруженных сил НАТО. Это соглашение передавало часть норвежских вооруженных сил в ведение руководства НАТО. Норвежский стортинг принял специальное постановление, по которому вся военно-материальная инфраструктура страны включалась в систему общего командования. Оборона островов Шпицберген, Медвежий и Ян-Майен также передавалась в ведение НАТО. В случае возникновения "угрозы нападения" в Норвегию могли быть введены войска стран Североатлантического блока.
Несмотря на поставки американского вооружения, резко возросли и военные расходы самой Норвегии58, о чем свидетельствуют следующие данные:
Финансовый год |
Млн. крон |
% расходной части |
1947/48 |
206 |
9 |
1948/49 |
314 |
11 |
1949/50 |
338 |
13 |
1950/51 |
435 |
15 |
1951/52 |
698 |
21 |
Источник: Økonomisk utsyn over aret 1951. Oslo, 1952, s. 100; Fakta om Norge 1951-1952, s. 77 (данные на 1951/52 г. – вместе с чрезвычайными военными расходами).
Подобные расходы оказались тяжким бременем для экономики страны, которая еще не оправилась после войны. В сентябре 1949 г. правительство Норвегии осуществило девальвацию кроны, но это привело лишь к росту импортных цен и серьезно осложнило экономическое положение. Для сохранения уровня импорта нужно было увеличить экспорт на 500 млн. крон59. Однако в это время из-за изменения конъюнктуры на мировом рынке значительно ухудшились возможности торгового судоходства. Резко сократились и морские перевозки нефти. На доходы орт судоходства можно было покупать лишь 60% того количества товаров, которое приобреталось до девальвации60.
Норвежское правительство, связанное "планом Маршалла", не могло оказать сколько-нибудь значительного влияния на ход событий. Облегчая валютные трудности Норвегии, "план Маршалла" не помогал развитию и укреплению основных отраслей национальной экономики, поскольку 70% американской помощи шло на закупку американских же изделий. Большой вред принес навязанный условиями "плана Маршалла" отказ от свободной торговли со многими странами.
Агрессия США в Корее, начавшаяся в 1950 г., изменила конъюнктуру на внешних рынках. В 1951 и 1952 гг. норвежское судоходство смогло получить большие прибыли, перекрыв дефицит платежного баланса. Однако в начале 1952 г. ряд отраслей экономики переживал кризис. Из-за 20-процентпого снижения цен на лес в Англии и Франции норвежская деревообрабатывающая промышленность очутилась перед угрозой потери своих рынков. Трудно стало сбывать шерсть. Кризис распространился также на текстильную и обувную промышленность61.
Милитаризация экономики соответствовала интересам норвежских монополий, в руки которых потекли крупные прибыли. Особенно сильно последние возросли в период корейской войны. Так, чистые прибыли судоходных компаний увеличились с 898 млн. крои в 1949 г. до 1184 млн. в 1950 г. и 2000 млн. – в 1951 г.62 За один 1951 г. прибыли всех акционерных обществ возросли на 1,8 млрд. крон, или на 40%63. Прибыли гигантской "Норшк гидро" увеличились тогда на 25% (а по сравнению с 1948/49 г. – в 2 раза), "Фоллум фабриккер" – на 273%, "Тофте селлулосе" – на 275%) и т. д. Три крупнейших банка страны увеличили свой капитал на 22%, и он достиг 643 млн. крон, что составляло 60% капитала всех банков Норвегии64. Премьер-министр О. Торп особо подчеркивал в стортинге, что такие прибыли частные компании смогли получить лишь благодаря экономической политике правительства65.
В целом промышленное производство возросло с 1949 по 1951 г. на 15%66. Однако норвежские трудящиеся не получили никаких выгод от этого. Более того, рост военных расходов и крутой рост потребительских цен в начале 50-х годов ухудшил положение масс. Реальная заработная плата рабочих упала. В то время как цены на основные потребительские товары поднялись на 40%, номинальная заработная плата рабочих повысилась только на 23%. С 1949 по 1952 г. стоимость жизни увеличилась на 33%67.
В 1951 г. были значительно урезаны правительственные субсидии, способствовавшие поддержанию устойчивого уровня жизни. Резко возросли государственные и коммунальные налоги. С 1948 по 1952 г. они увеличились с 3,6 млрд. до 5,3 млрд. крон, или на 45%68. Косвенные налоги повысились за это время на 85%. Главная тяжесть налогового бремени легла на плечи трудящихся. Так, если налог на недвижимое имущество, т. е. в основном на буржуазию, принес государству в 1949-1950 гг. около 12 млн. крон, то подоходный налог на физических лиц дал 328 млн. крон69. Лишь в 1953 г. большая группа налогоплательщиков была освобождена от государственных налогов. К концу 1952 г. в ответ на требования масс правительство и предприниматели были вынуждены увеличить заработную плату, после чего реальная зарплата мужчин, согласно официальным данным, достигла к концу года уровня 1949 г.70 С 1 сентября 1952 г. были отменены введенные еще в 1939 г. карточки на сахар и кофе.
В условиях наступившего промышленного бума временно исчезла безработица, вообще низкая в послевоенные годы. Возросла напряженность труда рабочих. Курсу на интенсификацию труда служил лозунг "Чем больше труда мы вложим в производство сегодня, тем лучше будут условия труда завтра". НРП развернула кампанию за увеличение сверхурочной работы в экспортных отраслях производства. Сверхурочная работа на многих предприятиях доходила до 2-2,5 часов в день. В 1951 г. значительно сократилось жилищное строительство. Особенно тяжелым было положение с жильем в Северной Норвегии, где на начало 1952 г. свыше 30 тыс. человек жили в бараках и около 100 тыс. – в подвалах и перенаселенных квартирах71. Пользуясь жилищной нуждой, домовладельцы повышали квартирную плату.
ПРИМЕЧАНИЯ
42. Цит. по: Рысаков ТТ. Агрессивпая политика США в Соверши Европе. М., 1952, с. 168.
43. Цит. по: Правда, 1949. 14 янв.
44. ЦГАОР, ф. 4459, оп. 24, ед. хр. 284, л. 52.
45. Рысаков П. Монополии США и страны Северной Европы. М., 1956, с. 278.
46. Правда, 1946, 7, 24, 30 марта; 5, 21 апр.; Udgaard N. М. Great Power Politics and Norwegian Foreign Policy... November 1940 – February 1948. Oslo, 1973, p. 179-180.
47. Udgaard N. М. Op. cit., р. 11.
48. Pham Н. О. Bridgebuilding and Reconstruction. Norway Faces the Marshall Pan. – Scandinavian Journal of History, 1976, vol. 1, N 1/2, p. 149-153.
49. Arbeiderbladet, 1948, 9 sept.
50. Рысаков П. Монополии США..., с. 75, 28.
51. Skodvin М. Norden eller NATO? Utenriksdepartement og alliansespørsmålet 1947-1949. Oslo, 1971.
52. Внешняя политика Советского Союза. 1949 год. М., 1953, с. 72-76.
53. Правда, 1949, 29 февр.
54. Eriksen K. Е. DNA og NATO. En redegjørelse for debatten og vedtakene i det NAP 1948-1949. Oslo, 1972, s. 260-264.
55. Landsmøteprotokoll 1949, s. 123.
56. Цит. по: Miljan Т. The Reluctant Europeans. The Attitudes of the Nordic Countries towards European Integration. London, 1977, p. 33-34.
57. Aftenposten, 1949, 30 mars. Сам договор был, как известно, подписан 4 апреля 1949 г.
58. Friheten, 1953, 28 aug.
59. ЦГАОР, ф. 4459, оп. 24, ед. хр. 675, л. 73.
60. Там же, ед. хр. 720, л. 12-13.
61. Friheten, 1952, 2 mai.
62. Ibid., 21 febr.
63. Холм X. Заработная плата, жизненный уровень и классовые различия в Норвегии / Пер. с норв. М., 1959, с. 19.
64. Friheten, 1952, 12 jan.; И, 13 febr.; 13, 20 mars.
65. Ibid., 4 apr.
66. Ibid., 16 jan.
67. Scandinavia. Past and Present, Copenhagen, 1958, vol. 3, p. 813.
68. Friheten, 1952, 22 mars.
69. Fakta om Norge 1951-1952. Oslo, 1951, s. 206.
71. Scandinavia. Past and Present, vol. 3, p. 814.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Ulfdalir
Страницы Норвежской истории
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II

Вергеланд выступил с прямой критикой в адрес Партии за независимость. Вергеланд обвинил Фальсена за веру в то, что у страны была как исполнительная, так и законодательная власть. Известно, что такого не было. Целью нападок Вергеланда был принц-регент. Он считал, что его оппоненты были заинтересованы в отстаивании позиции принца, а не народа.
|
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I

В Учредительное собрание в Эйдсволле весной 1814 года входили избранные представители со всей Норвегии (исключая Северную Норвегию). Их задачей было написание Норвежской Конституции. Представителей, участвовавших в собрании, принято называть депутатами народного собрания, принявших конституцию в Эйдсволле или отцов Эйдсволла.
|
Майские дни сорок пятого в Норвегии

Майские дни сорок пятого. Ощущение пьянящего счастья. Объявление на дверях одного из магазинов парадной улицы Осло, Карл Юхан, так и гласит: «Закрыто по причине радости». После пяти трудных лет чувства рвутся наружу, и не только радостные.
|
|

Глава 14.Часть 4. Присоединение к "плану Маршалла" и вступление в НАТО
|