Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/История Норвегии - обзор/ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ/Глава 15.Часть6/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись Норвегии История Норвегии - обзор Декабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

Глава 15.Часть6

Внешняя политика – между НАТО и разрядкой

За последнее 20-летие в мире и в самой Норвегии произошли важные изменения, отразившиеся и во внешней политике страны. "Одним из основных факторов международной жизни стала политика мира, проводимая странами социалистического содружества, их совместная борьба за разрядку и ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. В этой борьбе ныне – главный залог мирного будущего человечества", – говорил в своем предвыборном выступлении в феврале 1980 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР Л. И. Брежнев125.

С конца 50-х годов и особенно в последующие десятилетия фактором первостепенной важности стал переход от "холодной войны" к разрядке, теснейшим образом связанный с активной мирной дипломатией стран социализма, с советской Программой мира 70-х годов, выдвинутой XXIV съездом КПСС и развитой следующим съездом.

Еще с 1957 г. (см. гл. XIV) норвежское, в первую очередь социал-демократическое, руководство больше и чаще лидеров прочих стран НАТО (исключая разве что другого скандинавского члена – Данию) выступало в пользу разрядки, ограничения и сокращения вооружений. В частности, премьер-министр (до 1965 г.) и председатель НРП (до 1965 г.) Герхардсен неоднократно выступал против создания многосторонних ядерных сил НАТО, размещения ракет среднего радиуса и тактического атомного оружия в Западной Европе (и в этой связи – против ядерного вооружения бундесвера); он же еще в конце 50-х годов заявил себя сторонником сокращения вооруженных сил и вооружений обоих блоков в Центральной Европе. Министры иностранных дел 60-х годов – социал-демократ X. Ланге и консерватор Й. Люнг – выступали за признание сложившихся в Европе границ, приветствовали советско-западногерманский договор 1970 г.126

Начавшийся по инициативе стран социалистического содружества процесс международной разрядки, шедший с перерывами и временными отступлениями, захватил и Норвегию. Она приняла участие в целом ряде международных договоров, направленных на ограничение опасности ядерной войны и укрепление международной безопасности в целом. Таковы договоры о частичном запрещении ядерных испытаний 1963 г., о принципах использования космического пространства 1967 г., о нераспространении ядерного оружия 1968 г., о неиспользовании морского дна (за пределами территориальных вод) в военных целях 1971 г., об Антарктике 1959 г.

В середине 60-х годов, раньше ряда других членов НАТО Норвегия вслед за Данией поддержала инициативу государств Варшавского Договора, направленную на укрепление безопасности в Европе, идею созыва общеевропейского совещания – министр иностранных дел Люнг в декабре 1966 г. В июле 1970 г. норвежское правительство приветствовало финскую инициативу по практической подготовке совещания127. В 1971 г. стортинг единогласно одобрил резолюцию с рекомендацией правительству активно содействовать созыву совещания. В январе 1973 г. Норвегия установила дипломатические отношения с ГДР. В числе других стран Норвегия подписала исторический Заключительный акт Общеевропейского совещания 1975 г., а после Хельсинкского совещания правительство и правящая НРП высказывались за последовательное претворение в жизнь всех положений Акта128.

Норвежское правительство неоднократно выступало в пользу контролируемого сокращения вооружений вообще и особенно в Европе, указывало на важность значения переговоров о разоружении. В этом смысле были весьма красноречивы, например, высказывания премьер-министра Герхардсена в связи с его официальным визитом в СССР летом 1965 г.129 В 70-х годах правительство и общественность Норвегии приветствовали советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений и важнейшие их плоды – ОСВ-1 и ОСВ-2.

Поддержку получили с норвежской стороны венские переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе (с 1973 г.). "Норвегия самоочевидно и бесспорно заинтересована в создании стабильного порядка мира и сотрудничества в Европе", – писал в 1974 г. будущий заместитель министра обороны, а затем – министра иностранных дел – Ю. Ё. Холст130. Норвежская делегация участвует в венских переговорах без решающего права голоса, придерживаясь при этом общей линии ведущих государств НАТО, из-за которой, как известно, совещание на протяжении длительного времени топталось на месте.

Судя по официальным декларациям, Норвегия и впредь готова поддерживать важное дело разрядки. На совещании 1975 г. в Хельсинки тогдашний премьер-министр Т. Браттели говорил, в частности: "Сегодня нет никакой разумной альтернативы терпеливому продолжению работы, направленной на содействие дальнейшему развитию взаимопонимания, сотрудничества, коп-тактов и разрядки..."131 В одной из более поздних резолюций стортинга говорилось: "Учитывая местоположение и стратегическое значение Норвегии, содействие сокращению вооружений, усилению доверия, расширению сотрудничества и обеспечению безопасности находится в полном соответствии с национальными интересами"132. Из обсуждения стортингом весной 1978 г. парламентского доклада консультативного правительственного комитета по вопросу разоружения складывалось впечатление, что Норвегия впредь намерена уделять этому вопросу больше внимания. Расширенная военная комиссия стортинга в апрельском докладе 1978 г. выразила надежду на снижение военного потенциала в Европе133.

Правительство и большинство членов парламента Норвегии отмежевались так или иначе от американских планов производства нейтронного оружия и размещения его в Западной Европе134. Официальные круги страны с интересом встретили новую мирную инициативу СССР в области военной разрядки, выдвинутую в берлинской речи Л. И. Брежнева (октябрь 1979 г.)135. Однако, заявляя о своем стремлении к разоружению, правительство Норвегии в проводимой им политике оказалось непоследовательным: несмотря на широкое движение протеста против американских планов размещения в Европе нового ракетно-ядерного оружия, норвежское правительство, ориентируясь больше на правые круги, чем на активных противников гонки вооружений, поддержало решения Совета НАТО о размещении американских ядерных ракет средней дальности в Западной Европе.

Всемирный процесс разрядки напряженности отразился и на позиции норвежских представителей в ООН. Норвегия в рассматриваемый период оставалась активным участником ее коллективных мероприятий и обмена мнений как на сессиях Генеральной Ассамблеи, так и в качестве двукратного непостоянного члена Совета Безопасности. Подобно остальным северным странам, Норвегия охотно предоставляла в распоряжение ООН посредников, наблюдателей и специальные воинские подразделения. К концу 1973 г. в выполнении подобных миссий только на Ближнем Востоке участвовало в общей сложности 11 тыс. норвежцев136.

При голосовании в органах ООН, прежде всего на сессиях Генеральной Ассамблеи, Норвегия, начиная по крайней мере с XIV сессии (1959 г.), неоднократно поддерживала вместе с большинством голосующих советские инициативы по вопросам разоружения и укрепления международной безопасности. На XXXIII сессии (1978 г.) Норвегия и СССР голосовали за резолюции о переговорах по ядерному разоружению и о механизме разоружения, о заключении договора о всеобщем и полном запрещении испытаний ядерного оружия, о проведении Второй специальной сессии Ассамблеи по разоружению (первая такая сессия состоялась в 1978 г.), о создании безъядерных зон в Африке и на Ближнем Востоке.

Подъем национально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке, образование в ООН внушительного большинства из развивающихся и неприсоединившихся стран, наконец, обострение энергетического кризиса – все это повысило значение проблем развивающихся стран в норвежской внешней политике, хотя в отличие, например, от Швеции экономические связи Норвегии, с этим миром оставались сравнительно слабыми137.

Общий процесс разрядки, радикализации рабочего и молодежного движения в Норвегии 60-х годов подталкивал внешнеполитическое руководство страны к определенным коррективам своей весьма противоречивой линии в отношении развивающихся стран. Еще в 1962 г. Норвегия довольно быстро уступила нажиму США и временно ввела эмбарго на перевозку грузов для Кубы. В 1964 г. норвежский делегат на конференции ООН по торговле и развитию выступил в защиту интересов международных судовладельческих компаний, против предложений развивающихся стран. Вскоре, однако, в стране развернулась кампания протеста против американской войны во Вьетнаме, антиамериканские настроения распространились среди молодежи. В 1967 г. это привело к отмене визита государственного секретаря США Д. Раска в Норвегию. Под нажимом массового движения буржуазное правительство и стортинг вынуждены были присоединиться к моральному осуждению США и солидаризироваться с Вьетнамом. После возвращения НРП к власти Норвегия первой среди членов НАТО полностью признала ДРВ ("Хёйре" и Христианско-народная партия голосовали, однако, против)138. В 1972 г. уже все представленные в стортинге партии протестовали против американских бомбардировок Северного Вьетнама139.

Осенью 1973 г. Норвегия решительно осудила военно-фашистский мятеж в Чили, дала убежище преследуемым в своем посольстве в Сантьяго и приняла политэмигрантов-чилийцев. После перемирия в Индокитае невоенная материальная помощь стала оказываться правительством социалистическому Вьетнаму. Орган НРП "Арбейдербладет" летом 1979 г. выступал против спекуляции на "проблеме беженцев" и призывал, особенно американцев, помочь экономическому восстановлению СРВ140. В то же время правительство Норвегии, осуждая нападение Китая на социалистический Вьетнам, сопроводило свою позицию оговорками, по существу ставившими жертву агрессии на одну доску с агрессором. В ближневосточном конфликте норвежское правительство держалось известных резолюций Совета Безопасности, отвергая приобретение земель силой оружия, призывая к решению палестинской проблемы. Вместе с тем оно приветствовало инициативу Садата и сепаратный мирный договор Египта с Израилем, уходило от признания прав арабского народа Палестины на самостоятельное государство.

На протяжении 60-х и особенно 70-х годов сильно выросла норвежская помощь развивающимся странам – за 1963-1977 гг. в 18 раз (без учета инфляции)141. В 1962 г. был создан особый орган для оказания такой помощи. В середине 60-х годов (по 1967 г. включительно) Норвегия заключила разного рода соглашения о сотрудничестве и содействии с такими странами, как Индия, Иран, Замбия, Кения, Малайзия, Нигерия, Сингапур, Южная Корея142. С тех пор число подобных соглашений выросло. В 1976 г. Норвегия достигла поставленной ООН цели – отчисления 0,7 своего валового продукта развивающимся странам143. Заключение подобных соглашений облегчалось отсутствием у Норвегии колониального прошлого. Помощь оказывалась, естественно, с учетом интересов самой Норвегии предпочтительно странам, богатым сырьем, в частности источниками энергии.

В вопросах ликвидации колониализма и расизма, в отношении национально-освободительных войн Норвегия в ряде случаев уклонялась от поддержки других держав НАТО, избегая вместе с тем резкой критики в адрес своих союзников. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН она вместе с другими северными странами нередко занимала сравнительно прогрессивную позицию. В начале 60-х годов Норвегия прекратила продажу оружия Португалии, а затем, вслед за США, и Южно-Африканской Республике, но политически ограничилась моральным осуждением обоих режимов, а в отношении Родезии была еще умереннее144.

В последующие годы норвежская позиция в отношении расистских режимов стала несколько жестче. Избегая односторонних действий и полного экономического бойкота ЮАР, Норвегия участвовала в принятии в 1978 г. совместной с другими северными странами программы борьбы с апартеидом. Программа включала запрет и противодействие новым капиталовложениям граждан Северной Европы в ЮАР; давление на скандинавских промышленников в целях сокращения их производства в ЮАР; усилия по прекращению культурных и спортивных связей с ЮАР; расширение помощи национально-освободительным движениям и жертвам апартеида – беженцам из ЮАР и Намибии145. Подобные действия, а также оказание поддержки национально-освободительным движениям – ФРЕЛИМО, СВАПО и др. – использовались норвежскими правящими кругами для усиления своего идеологического влияния на правящую "элиту" молодых государств, для пропаганды идеалов и строя как буржуазной демократии вообще, так и "демократического социализма" в частности146.

Основой норвежской "политики безопасности" и в рассматриваемый период оставалось участие в НАТО и в его военной организации. Наращивание потенциала этого империалистического блока, военно-интеграционный процесс продолжались, захватывая и Норвегию.

Военные расходы Норвегии на протяжении последнего 20-летия более чем удвоились, будучи взяты в неизменных ценах и с неизменным курсом кроны147. После 1960 г. значительно сократилась, а затем и прекратилась американская помощь вооружением и военными материалами. Общая стоимость этих поставок составила 6 млрд. крон148. Поэтому на 60-е годы пришелся наибольший относительный рост норвежских военных расходов. Норвегия 70-х годов по размерам военных расходов на душу населения занимает в НАТО одно из первых мест.

Вооруженные силы страны оснащались современным, в первую очередь американским, оружием, в частности ракетами ПВО. Еще в 60-х годах численно вырос и качественно обновился норвежский военно-морской флот. В 1975 г. Норвегия, наряду с другими малыми членами НАТО, решила участвовать в так называемой сделке века – закупить 72 дорогостоящих американских истребителя Ф-16 для обновления своих ВВС. Поддержав решения Вашингтонской сессии совета НАТО (май 1978 г.), Норвегия обязалась вплоть до начала 90-х годов ежегодно увеличивать свои военные расходы на 3%.

Норвежское правительство в рассматриваемый период даже активнее прежнего участвовало в работе разных органов НАТО. Так, в 1966 г. Норвегия вошла в Комитет ядерной обороны НАТО, в 1968 г. – в так называемую Еврогруппу министров обороны стран – членов блока. Весной 1968 г. первой среди членов НАТО Норвегия объявила о продлении своего участия в нем и по истечении первого 20-летия. Необходимость долговременного участия в НАТО была вновь объявлена краеугольным камнем национальной политики безопасности в докладе военной комиссии стортинга, возглавлявшейся самим премьер-министром (март 1978 г.)149

Норвежская территория с 1963 г. регулярно использовалась для маневров НАТО. Основная часть норвежской армии и флота размещена в северных провинциях страны Нурланн и Тромс. На протяжении последних 20 лет в Норвегии – как за ее собственный, так и за счет организации НАТО – сооружались все новые портовые строения, склады для всех видов оружия, включая тяжелое, аэродромы и дороги, линии связи и предупреждения. Эти мероприятия предназначались для подготовки к использованию норвежской территории в случае так называемых кризисных ситуаций силами союзников Норвегии по НАТО. Норвежская военная, в частности судостроительная, промышленность обслуживала также и союзников, после 1960 г. включая ФРГ, участвовала в проектировании и производстве некоторых видов вооружения для НАТО.

В 60-е годы заметно выросло военное сотрудничество Норвегии с ФРГ. В условиях реваншистского курса и ядерных притязаний западногерманского правительства ХДС/ХСС это сотрудничество особенно тревожило демократическую общественность Норвегии. Поскольку оборона юга Норвегии строилась в расчете на поддержку ФРГ, указанная выше инфраструктура предназначалась в значительной мере для нужд бундесвера и "бундесмарине", т. е. военно-морских сил. В состав северного командования НАТО в окрестностях Осло назначалось все больше западногерманских, в то время еще, как правило, бывших гитлеровских, офицеров150. С 1976 г. подразделения бундесвера участвуют в маневрах НАТО на норвежской земле151.

Размах военного строительства НАТО в Норвегии, использование уже действующих объектов, регулярное появление иностранных вооруженных сил в стране вызывали тревогу и протесты норвежской общественности, возраставшие по мере успехов политики разрядки. Печальную известность получил в 1960 г. аэродром в Будё, использовавшийся для американских разведывательных полетов "У-2", как выяснилось, даже без ведома норвежского правительства152. В 70-х годах предметом резкой критики со стороны левых кругов, включая отдельных депутатов стортинга – левых социалистов, стали радионавигационные станции "Омега" и "Лоран-С", обслуживавшие, в частности, американский ядерный подводный флот, патрулирующий в Северной Атлантике. Протесты общественности послужили толчком для секретного парламентского расследования153. Попавшие в печать сведения из соответствующего доклада стали поводом для острой дискуссии о содержании и границах норвежской "базовой" политики.

Итоги тридцатилетнего военно-интеграционного процесса – склады, маневры, службы оповещения и наведения – заставляли задуматься над вопросом, не осуществляется ли исподволь размывание базовой и атомной политики Норвегии, в общих чертах уже известной читателю из предшествующей главы. В своем интервью о состоянии советско-норвежских отношений министр иностранных дел социал-демократ К. Фрюденлунд говорил в мае 1976 г.: "Развитие ясно подчеркнуло стратегически выдвинутое положение Норвегии. Но нельзя говорить о принципиальных изменениях во внешнеполитической и оборонной ситуации Норвегии". Примерно в это же время тогдашний министр обороны Р. Хансен говорил в стортинге: "Базовая политика, как ее оценивает правительство, является важным вкладом в тот низкий уровень напряженности, какой все же господствует в Северной Европе. У правительства нет планов изменения политики в этом пункте"154.

Отказ от размещения в Норвегии в мирное время иностранных вооруженных сил и от ядерного оружия неоднократно подтверждался руководителями Норвегии, как социал-демократическими, так и буржуазными. Принципы эти не оспаривались и в ходе неоднократных внешнеполитических дебатов стортинга на протяжении 70-х годов. Неизменности норвежской политики в отношении иностранных баз и ядерного оружия отдавалось должное и советской стороной в совместных коммюнике, в частности в коммюнике 1974 г. по итогам пребывания главы правительства Норвегии в СССР155.

В то же время в последние годы заметно усилился интерес США и НАТО к Норвегии и примыкающим к ней районам мирового океана. Вызвано это было исключительно военно-стратегическими соображениями и общей направленностью политики американской администрации на расширение своих военных приготовлений. С Норвегией, как впрочем и с Данией, начались переговоры о размещении на ее территории складов тяжелого вооружения для войск усиления, предназначенных к переброске в Норвегию в "кризисных ситуациях". Норвегия была подключена и к системе воздушного контроля и слежения АВАКС, предусматривающей базирование, хотя и временное, самолетов этой системы на норвежские аэродромы.

Отмеченные активные военные приготовления НАТО с использованием норвежской территории сказывались на подходе Норвегии к решению проблем безопасности европейского Севера. Ни в 1963, ни в 1978 гг. Норвегия не поддержала известных предложений президента Кекконена о провозглашении Северной Европы безъядерной зоной156. В конце 70-х годов идея безатомной зоны больше не отвергалась в принципе, однако делались нереалистические контрпредложения о распространении этой зоны на северо-западные районы СССР. Между тем "создание безъядерной зоны на Севере Европы способствовало бы дальнейшей стабильности в этом районе; укреплению безопасности всех европейских стран. Эта мера могла бы также иметь большое значение для решения актуальной проблемы нераспространения ядерного оружия в Европе и во всем мире"157. Растущая интеграция Норвегии в военной организации НАТО, влияние этого процесса на сложившийся в Северной Европе баланс сил беспокоили соседей Норвегии, в частности руководителей миролюбивой Финляндии158.

На протяжении двух последних десятилетий заметно расширилось сотрудничество Норвегии с ее ближайшими соседями – как и она, членами Северного совета – по вопросам, не связанным с их военно-политической ориентацией. Норвегия пошла на дальнейшее, весьма значительное согласование, сближение и сотрудничество со своими северными соседями в сферах рынка рабочей силы, транспорта, народного образования, социальной политики и законодательства вообще.

Существенным толчком к расширению северного сотрудничества явился для Норвегии быстрый рост ее ранее незначительного товарооборота со скандинавскими соседями, в первую очередь со Швецией, ставшей наряду с Англией главным торговым партнером Норвегии159. В 1968 г. буржуазное правительство Норвегии поддержало датскую инициативу по вопросу создания северного таможенного союза (план Нордэк). Правящие круги Норвегии и Дании рассматривали Нордэк не как альтернативу "Общему рынку", а как средство подключения Северной Европы к более широкой и предпочтительной для них западноевропейской интеграции. Из намерения стать членами ЕЭС не делалось, как мы уже знаем, тайны. Указанные обстоятельства привели, как известно, к отказу Финляндии подписать договор о Нордэке и к провалу всего проекта.

70-е годы ознаменовались принятием множества общесеверных программ совместных мероприятий в области промышленности, энергетики, охраны среды и развития отсталых районов160. В 1971 г. Норвегия согласилась подписать пересмотренный текст Хельсинкской конвенции пяти северных держав от 1962 г., предусматривавший создание Совета министров северных стран161. В 1975 г. министр иностранных дел социал-демократ К. Фрюденлунд назвал это сотрудничество "центральным фактором норвежской внешней политики, независимо от различий в решении отдельными странами проблемы своей безопасности"162.

Выше уже говорилось о чисто экономических аспектах участия Норвегии в процессе западноевропейской интеграции, в ЕАСТ, особенно о предыстории ее невступления в "Общий рынок", о внутриполитической борьбе по этому вопросу – предмету наиболее острых и длительных разногласий в норвежском обществе за весь послевоенный период. Поэтому коротко остановимся на внешнеполитическом аспекте интеграционного вопроса для Норвегии.

Присоединение Норвегии, по предложению традиционно близких ей Англии и Швеции, к числу учредителей Европейской ассоциации свободной торговли (Стокгольмская конвенция от 20 ноября 1959 г.) было единодушно поддержано всеми политическими партиями страны, кроме коммунистов как принципиальных противников империалистической интеграции. Председатель внешнеполитического комитета стортинга – влиятельный Финн My назвал вступление в ЕАСТ важнейшим внешнеполитическим актом Норвегии после ее вступления в НАТО163. Норвегия охотно участвовала в создании "зоны свободной торговли" с ограниченными задачами, предпочитая ее северному таможенному союзу – плану, разбившемуся, наряду с прочими факторами, и о норвежские возражения164. По прошествии нескольких лет успешное, с точки зрения норвежских промышленников и судовладельцев, участие в ЕАСТ, перераспределение норвежской внешней торговли из Северной Америки и других регионов в сторону ' Западной Европы (ЕАСТ плюс ЕЭС)165 усилили "европейскую" ориентацию норвежских правящих кругов. Последних подстегивали Великобритания и Дания, обратившиеся в ЕЭС с просьбой о приеме уже в 1961 г. Чтобы сделать последующую интеграцию возможной, стортинг в 1962 г. принял поправку к конституции (§ 93), допускающую передачу части полномочий государства международной организации, в которой участвует сама Норвегия, в случае согласия на то 3/4 депутатов парламента.

В 1962 г. норвежское социал-демократическое правительство, уполномоченное стортингом, обратилось в Совет министров ЕЭС с просьбой начать переговоры о вступлении Норвегии в эту организацию. Известное вето Франции на прием Великобритании обрекло ходатайство норвежцев на неудачу. По той же причине не имело успеха и вторичное обращение Норвегии в ЕЭС в 1967 г. при буржуазном правительстве166. Смена политического руководства в Париже (1969 г.) сделала расширение "Общего рынка" делом более реальным. Перспектива вступления в ЕЭС – экономическую базу НАТО в Европе сулила, однако, норвежцам более серьезные и опасные политические последствия, чем участие в "семерке", наполовину состоявшей из нейтралов и не носившей характера блока. Под угрозу ставился государственный суверенитет страны.

Ни сторонники, ни в особенности противники интеграции не отрицали политического характера вступления в "Общий рынок", натовской подоплеки интеграции167. Сторонники ЕЭС то успокаивали население тем, что вступление не изменит традиционной базовой политики Норвегии в НАТО, то запугивали, что вне ЕЭС Норвегия рискует оказаться "на периферии" американских обязательств в отношении "Европы", то сулили особую заботу "больших" членов "Общего рынка" – Англии и ФРГ – о защите Норвегии. Идеологи народного движения противников ЕЭС, особенно в своей "Белой книге" (апрель 1972 г.), убедительно показали враждебность империалистической интеграции делу разрядки, интересам малых суверенных государств, наконец, самому существованию норвежцев как нации. Интеграционной, а косвенно и официальной атлантической концепции была противопоставлена прогрессивная концепция активной внеблоковой политики для Норвегии. "Находясь вне подобных силовых блоков, наша страна бок о бок с другими малыми странами в Европе и остальных частях мира сможет выполнить весьма важную функцию по сохранению мира и развитию общества. Сейчас больше, чем когда-либо, есть необходимость в малых нациях и государствах"168.

В соответствии с волей большинства голосовавших новое, буржуазно-центристское, правительство отказалось от своего ходатайства о приеме. Норвегия официально прекратила внешнеполитические консультации с центральными органами ЕЭС, сохранила свое членство в "остатке" ЕАСТ и ограничила сотрудничество с "Общим рынком" рамками торгового соглашения 1973 г., однотипного для всех членов ЕАСТ169. Вернувшееся к власти после выборов 1973 г. социал-демократическое правительство Браттели, а позже – Нурдли заверяло общественность в отсутствии намерений втянуть страну в "Общий рынок" "с заднего крыльца", против чего вновь и вновь предостерегали противники интеграции.

Свой отказ от статуса полноправного члена ЕЭС норвежское правительство стремится возместить участием в иных формах совместной деятельности с членами "девятки" на двусторонней основе. Осуществляя это сотрудничество со странами ЕЭС в экономической области и поддерживая с ними тесные политические контакты, правящие круги Норвегии используют отмеченную ранее развиваемость своего торгового соглашения с ЕЭС от 1973 г. Серьезным препятствием для осуществления планов крупных норвежских монополий исподволь втянуть страну в орбиту империалистической интеграции является несовпадение интересов крупного капитала с интересами средней и мелкой буржуазии. Благодаря победе левых и национально-патриотических сил на референдуме 1972 г. норвежские "европеисты" не могут в настоящее время даже ставить вопрос о пересмотре официальных отношений Норвегии с "Общим рынком". Прогрессивная же общественность страны борется за проведение такого внешнеполитического курса, в основе которого лежал бы принцип свободного от дискриминации, широкого и взаимовыгодного международного экономического сотрудничества170.

Как известно, успехи научно-технической революции необычайно расширили возможности использования живых и минеральных ресурсов моря и морского дна. Норвегия 70-х годов – не только нефте- и газодобывающая, но и экспортирующая страна. Она активно стремится полнее использовать открывшиеся возможности, обеспечить себе исключительное право на океанские ресурсы в стратегически важных районах, не дожидаясь согласованных решений международных конференций ООН по морскому праву. Быстрый рост мирового вылова океанских живых ресурсов, энергетический кризис 70-х годов, политические спекуляции на популярной кампании в защиту природной среды – все это подгоняло волну норвежского "морского империализма". В 1976 г. правительство объявило об установлении с 1 января 1977 г. 200-мильной экономической зоны вдоль берегов материковой Норвегии (1 морская миля = 1,85 км), а с 15 июня того же года – 200-мильной рыбоохранной зоны вокруг архипелага Шпицберген в нарушение международного договора 1920 г. об этом архипелаге.

Односторонние действия Норвегии нередко ведут к возникновению споров с соседями. Свежий пример – разногласия с Исландией из-за норвежских планов установления экономической зоны вокруг норвежского скального острова Ян-Майен. Неудивительно, что левые круги самой Норвегии предостерегают в последнее время против "морского империализма". "Наша политика в области морей и ресурсов следовала по линии максимизации, которая может плохо кончиться, если мы не остановимся и немного не одумаемся", – читаем в теоретическом органе правящей НРП171.

Однако в целом за истекшее двадцатилетие, когда в мире произошли крупные перемены, когда в международном развитии все большее значение стала приобретать тенденция к разрядке напряженности, эта тенденция затронула и внешнюю политику Норвегии. Среди политических сил, организующих и вдохновляющих массы на независимый курс мира и разрядки, особое место занимают норвежские коммунисты. Несмотря на их малочисленность, это – испытанные борцы за независимость страны, в защиту ее национального суверенитета.

XVI съезд КПН (апрель 1978 г.) принял Манифест мира, в котором призвал партии, профсоюзы, организации крестьян и рыбаков, пацифистов и христиан создать народное движение за мир и безопасность на следующей платформе: отказ от складирования тяжелого вооружения для НАТО, от "провокационных" маневров НАТО в Норвегии, упразднение радионавигационных станций "Лоран-С" и "Омега"; противодействие производству и размещению в Европе нейтронного оружия; в переговорах с СССР (см. ниже) компартия требовала добиваться решений, которые бы упрочили тысячелетнее добрососедство народов Норвегии и СССР, противодействовать раздуваемой реакционерами антисоветской истерии; активная поддержка мероприятий ООН по разрядке и разоружению, усилия в целях параллельного роспуска НАТО и Организации стран Варшавского Договора; сокращение военных расходов и их переключение на борьбу с кризисом; полная поддержка освободительных и революционных движений, борьба против фашистских и расистских режимов; отпор всем видам пропаганды войны и антикоммунизма, направленной на возбуждение ненависти к социалистическим странам, всемерное расширение сотрудничества с ними172. Национальная конференция КПН летом 1979 г. уточнила требования, направленные против опасности выхолащивания базовой политики страны. На рубеже 80-х годов норвежские коммунисты энергично выступили против попыток сорвать разрядку, против нагнетания напряженности на Европейском Севере173.

* * *

Советско-норвежские отношения в 60-70-х годах развивались не изолированно от общих тенденций, характеризующих международную обстановку (см. выше), от факторов, влияющих на норвежскую политику. На эти отношения и в целом на международное развитие, в том числе и на Европейском Севере, возрастающее влияние оказывала внешнеполитическая линия СССР, ленинские принципы которой неизменно находили воплощение в конкретных делах нашей политики в отношении североевропейских стран, включая, разумеется, и Норвегию.

В Отчетном докладе XXIII съезду КПСС Л. И. Брежнев указывал: "СССР всегда придавал большое значение отношениям с соседними странами, и мы довольны, что наша политика добрососедства дает хорошие результаты... Нормально складываются отношения со скандинавскими странами, хотя, конечно, нельзя еще сказать, что на пути их дальнейшего развития нет никаких препятствий"174.

Одним из важнейших показателей развития отношений между СССР и Норвегией в благоприятном направлении явилась заметная активизация личных деловых контактов между обеими странами на различных, в том числе на самом высоком, уровнях. В 1964 и 1965 гг. состоялся обмен государственными визитами между СССР и Норвегией, в 1961 и 1966 гг. СССР посетили норвежские министры иностранных дел X. Ланге и Й. Люнг. В 1963 г. по приглашению норвежского правительства в Норвегии с официальным визитом был министр иностранных дел СССР А. А. Громыко. Во второй половине 60-х годов визитами делегаций обменялись Верховный Совет СССР и стортинг Норвегии. Министр обороны Норвегии О. Г. Тидеманн посетил СССР в 1967 г.

Премьер-министр Норвегии Э. Герхардсен в интервью корреспонденту "Известий" накануне своего официального визита в СССР в 1965 г. высказывал удовлетворение существующими между нашими странами добрососедскими отношениями, подчеркивая, что эти отношения "являются хорошим примером сотрудничества государств с различными общественными системами по вопросам, представляющим общий интерес, на основе взаимного уважения точек зрения друг друга"175. В речи А. Н. Косыгина в Кремле в честь Э. Герхардсена было высказано согласие с этой точкой зрения и отмечено, что в политическом плане обе страны одинаково заинтересованы в сохранении и укреплении мира и это во многом определяет характер двусторонних отношений. Вместе с тем глава Советского правительства подчеркнул, что "есть обстоятельства, затрудняющие более тесное сближение между Норвегией и Советским Союзом". А. Н. Косыгин выразил надежду на то, что отношения между нашими странами, которые являются хорошими, со временем станут еще лучше. "Мы будем стремиться к тому, чтобы пашу границу, – отмечал А. Н. Косыгин, – можно было назвать границей мира и дружбы, чтобы во всей Северной Европе закрепилась обстановка спокойствия и разрядки напряженности"176.

Развивающиеся контакты между обеими странами использовались для проработки ряда вопросов, решение которых способствовало советско-норвежскому сотрудничеству, укреплению его договорно-правовой основы. Одним из наглядных примеров этому явилась практическая реализация достигнутой еще в 1955 г., во время первого визита Э. Герхардсена в СССР, договоренности о решении вопросов, связанных с использованием энергетических ресурсов пограничной реки Пасвик. После достижения соглашения о распределении энергетических ресурсов было осуществлено строительство Борисоглебской ГЭС, первый агрегат которой 12 сентября 1963 г. дал ток в Кольскую энергосистему177. В строительстве ГЭС принимали участие норвежцы. Это, как отмечала газета "Фрихетен", в условиях безработицы, довольно частого явления в Северной Норвегии, способствовало упрочению материального положения многих норвежских семей178. В 1964 г. советская сторона, учитывая положительный опыт сотрудничества, дала согласие на то, чтобы норвежские фирмы приняли участие в строительстве новой электростанции на реке Пасвик. Сделано это было в связи с соответствующим обращением норвежской стороны179. Это лишь один пример успешного развития советско-норвежского сотрудничества, которое с каждым годом распространяется на новые области. Можно сказать, что в 60-е годы закладывался фундамент советско-норвежского сотрудничества, которое поднялось на новую ступень в 70-е годы.

Крупнейшими событиями в области советско-норвежских отношений первой половины 70-х годов явились визиты Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина в Норвегию (декабрь 1971 г.), Т. Браттели, бывшего тогда премьер-министром Норвегии, в Советский Союз (март 1974 г.). Норвежский премьер-министр был принят Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым и имел с ним дружественную беседу.

Во время переговоров в Москве и Осло, проходивших в духе откровенности и взаимопонимания, стороны констатировали совпадение или близость позиций СССР и Норвегии по многим международным вопросам. В совместном советско-норвежском коммюнике от 7 декабря 1971 г. главы правительств с удовлетворением отметили положительное развитие событий в Европе и подчеркнули важность работы, направленной на дальнейшее укрепление этого процесса в целях расширения сотрудничества и безопасности в Европе и во всем мире. При этом было указано на важное значение договоров СССР и ПНР с ФРГ и четырехстороннего соглашения по Западному Берлину. Стороны высказались в пользу скорейшей подготовки на многосторонней основе общеевропейского совещания и достижения практических результатов в решении взаимного сокращения вооруженных сил и вооружений в Европе180.

Советско-норвежское коммюнике от 25 марта 1974 г., отражая важные сдвиги в международной обстановке со времени предыдущей встречи глав правительств СССР и Норвегии, дало высокую оценку итогам переговоров Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с руководителями западных держав. В нем подчеркивалась необходимость проведения в деловом и конструктивном духе общеевропейского совещания, второй этап которого в то время проходил в Женеве181.

На встречах в Москве и Осло, разумеется, большое внимание было уделено вопросам двусторонних советско-норвежских отношений. Отмечая активизацию связей между нашими странами, главы правительств в 1971 г. выразили взаимную готовность содействовать дальнейшему развитию отношений дружбы и добрососедства между СССР и Норвегией и констатировали, что контакты и консультации, которые осуществляются между представителями двух стран на различных уровнях, в том числе на уровне министерств иностранных дел, являются полезными и служат расширению взаимопонимания между Советским Союзом и Норвегией. Эта оценка была подтверждена и в совместном коммюнике от 25 марта 1974 г., в котором стороны выразили готовность и впредь развивать и углублять личные контакты государственных деятелей СССР и Норвегии и указали на большое значение продолжения регулярных консультаций между двумя странами как по широкому кругу актуальных международных проблем, так и по вопросам советско-норвежских отношений.

В последующие годы усилиями обеих стран было сделано немало для благоприятного, отвечающего интересам народов Советского Союза и Норвегии развития отношений между нашими странами. Продолжала расширяться сама сфера взаимного общения, укреплялось сотрудничество по ряду практических вопросов. В 1975 г. делегация норвежского парламента во главе с президентом стортинга Г. Хансеном посетила СССР. На следующий год делегация Верховного Совета СССР во главе с председателем Совета национальностей В. П. Рубеном побывала в Норвегии с ответным визитом. В 1976 г. в Нью-Йорке, во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел А. А. Громыко встречался с министром иностранных дел Норвегии К. Фрюденлундом. Такая же встреча состоялась в том же году в Копенгагене во время визита А. А. Громыко в Данию. Неоднократно в СССР приезжали для обсуждения вопросов торгово-экономического сотрудничества, рыболовства норвежские министры торговли и судоходства, рыболовства и другие представители правительства Норвегии. Эти контакты продолжались в ходе визитов в Норвегию их советских партнеров. Регулярный характер приобрели консультации по линии министерств иностранных дел для обсуждения широкого круга вопросов международной обстановки и двусторонних отношений.

Параллельно с процессом развития личных деловых контактов государственных деятелей, парламентариев, официальных представителей, расширения связей по линии общественных организаций, представлявшим хорошие возможности для уяснения точек зрения друг друга, поиска путей укрепления доверия, для определения областей практического сотрудничества, упрочивалась договорно-правовая основа советско-норвежских отношений, создавался механизм сотрудничества обеих стран в различных направлениях. Так, в 70-х годах между СССР и Норвегией было подписано около 20 межгосударственных и межведомственных соглашений, среди них – долгосрочное торговое соглашение (1971 г.), продленное впоследствии до 1980 г., соглашение об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве (1972 г.), соглашения о судоходстве и об автомобильном сообщении (1974 г.), программа торговли машинами и оборудованием (1975 г.), регулирующие отношения в области торгово-экономических связей. Советский Союз и Норвегия – крупнейшие "рыболовные" государства, обладающие особыми интересами в богатом рыбными ресурсами Баренцевом море, ресурсами, которые нуждаются в рациональном использовании. Это отражено в соглашениях о сотрудничестве в области рыболовства, заключенных в середине 70-х годов. В январе 1978 г. было подписано временное соглашение о совместном регулировании рыболовства в смежном участке Баренцева моря, прилегающем к побережью СССР и Норвегии, настоятельная потребность в котором возникла в связи с установлением Норвегией с 1 января 1977 г. 200-милльной экономической зоны у своего континентального побережья и в связи с введением Советским Союзом с 25 мая 1977 г. в районах Баренцева моря, прилегающих к побережью СССР, временных мер по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства182. Нельзя не отметить в этой связи, что правые круги Норвегии стремились не допустить заключения соглашения, хотя и было понятно, что без договоренности, учитывающей взаимные интересы, сотрудничество, в первую очередь в области рыболовства, могло бы серьезно осложниться. Однако победил в этом деле конструктивный подход, показывающий, на какой основе можно искать и находить пути продвижения вперед в том, что касается сложных неурегулированных вопросов, например вопроса разграничения континентального шельфа в Баренцевом море.

Созданные на основе межправительственных советско-норвежских соглашений смешанные комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, совместные комиссии по вопросам судоходства, рыболовства на своих регулярных сессиях рассматривают многие вопросы практического сотрудничества, разрабатывают конкретные проекты, намечают пути осуществления достигнутых договоренностей. Важность работы этих комиссий, как и регулярных контактов по другим линиям, трудно переоценить. Ведь интересы Советского Союза и Норвегии, особенно в районах Крайнего Севера и Арктики, соприкасаются весьма тесно, и есть немало проблем, которые можно решать только совместными усилиями, на основе внимательного учета интересов друг друга. Министр иностранных дел Норвегии К. Фрюденлунд во внешнеполитическом докладе стортингу осенью 1977 г. справедливо отмечал, что "развитие в северных районах требует постоянных советско-норвежских контактов и переговоров"183.

Некоторые вопросы советско-норвежского сотрудничества касаются архипелага Шпицберген, находящегося под суверенитетом Норвегии на условиях, предусмотренных Парижским договором 1920 г. С довоенных времен здесь живут и трудятся норвежские и советские шахтеры, поддерживающие тесные дружественные контакты и деловое сотрудничество, особенно ценное в сложнейших климатических условиях этого заполярного архипелага. Хорошие связи существуют между советским трестом "Арктикуголь", который ведет добычу угля на Шпицбергене, и норвежской государственной компанией "Стуре норшке Шпицберген кюлькомпани". С 1974 г., когда было заключено соглашение об использовании советскими воздушными судами норвежского государственного гражданского аэродрома Лонгиер, улучшились условия связи между Советским Союзом и поселками, в которых живут советские шахтеры184.

Вместе с тем и в Норвегии, и в других западных странах имеются круги, которые явно не заинтересованы в том, чтобы отношения между норвежцами и советскими людьми на Шпицбергене развивались в духе добрососедства и сотрудничества. Это находит свое отражение и на страницах правой печати, выступающей с инсинуациями в отношении деятельности советских граждан на Шпицбергене. Например, эти круги пытались одно время представить транспортные вертолеты треста "Арктикуголь" как якобы военные, а их посадочную площадку – выдать за вертолетную базу185. Смысл таких инсинуаций предельно ясен – постараться бросить тень подозрения на советскую линию в отношении Шпицбергена в целом, представив дело так, будто бы не кто иной, как советская сторона, нарушает положения договора о Шпицбергене, запрещающие использование архипелага в военных целях. В этой связи хотелось бы ограничиться указанием на мнение видного норвежского специалиста-международника А. О. Брунтланна, отмечавшего, что "после вступления Норвегии в НАТО политика Советского Союза в данном вопросе состояла в последовательной защите положения о демилитаризации" архипелага186. Этот же автор подчеркивает, что советская сторона "внимательно относилась к мероприятиям на Шпицбергене, которые имели гражданскую и экономическую направленность". И это попятно, так как некоторые вопросы в советско-норвежском сотрудничестве возникали иногда и вследствие отдельных мероприятий норвежских властей, выходящих за рамки, предусмотренные договором о Шпицбергене, и затрагивающих осуществляемую здесь советскими организациями хозяйственную и научную деятельность. К числу таких мероприятий относится, в частности, уже известное установление в одностороннем порядке норвежской рыбоохранной зоны вокруг архипелага.

Весьма важно то, что и норвежская сторона, как об этом было заявлено министром иностранных дел Норвегии К. Фрюденлундом в стортинге, стремится решать неурегулированные вопросы в духе добрососедства, в спокойной и деловой обстановке, на основе строгого соблюдения положений договора о Шпицбергене. Конкретные дела в этом направлении всегда встречают полное понимание с советской стороны. Сошлемся в этой связи на слова норвежского министра рыболовства: "У Норвегии хороший опыт соглашений, заключаемых с Советским Союзом. Они соблюдаются"187. Это касается не только вопросов Шпицбергена, но и всего комплекса советско-норвежских отношений. "Доброе соседство, – говорил тов. Л. И. Брежнев на приеме в честь представителя другого скандинавского государства, – это еще и активные политические связи государств, постоянно растущее сотрудничество в экономической области. Это – оживленный культурный обмен, который служит взаимному духовному обогащению. Это, наконец, объединение усилий в борьбе за упрочение мира"188.

Последовательно в пользу развития добрососедских отношений с Советским Союзом выступает Компартия Норвегии, деятельность которой проходит в сложных условиях. Делегация Компартии Норвегии, посетившая СССР в 1977 г., подчеркнула, что КПН вместе с КПСС будут и впредь всеми силами способствовать "дальнейшему углублению разрядки напряженности, утверждению принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем". Обе партии решили "содействовать дальнейшему расширению взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства между Норвегией и Советским Союзом"189.

Выше уже отмечалось, что в пользу добрососедских отношений между СССР и Норвегией выступает правящая Норвежская рабочая партия, официальная делегация которой в мае 1979 г. посетила СССР по приглашению ЦК КПСС. Делегации КПСС и НРП высказались совместно за дальнейшее расширение сотрудничества между СССР и Норвегией, за укрепление доверия и добрососедских отношений между советским и норвежским народами и выразили стремление содействовать этому190.

Развитие советско-норвежских отношений в социальной и культурной областях проходит при активном участии также и других общественных организаций, в первую очередь обществ дружбы "Норвегия – СССР" (учреждено в 1945 г.) и "СССР – Норвегия" (учреждено в 1958 г.). Норвежское общество в последнее время насчитывало 4 тыс. индивидуальных и 70 коллективных членов (данные 1978 г.). Председателем правления является видный профсоюзный деятель, секретарь союза металлистов X. Эвьен. В актив общества входят известные общественные деятели и писатели, например бывший премьер-министр Э. Герхардсен, нынешний председатель ЦОПН Т. Халворсен, писательница Ингер Хагеруп, писатель Сигбьерн Хёльмебакк и др. Общество организует обмен делегациями, туристские поездки, собрания и вечера, посвященные жизни Советской страны, выставки, кинопросмотры, лекции и гастроли советских артистов. Общество имеет и свое периодическое издание.

Таким образом, опыт последних двадцати лет свидетельствует о том, что дальнейшее развитие добрососедства и сотрудничества в отношениях между нашими странами полностью отвечает коренным интересам народов Советского Союза и Норвегии, способствует укреплению взаимного доверия, разрядки и мира на европейском континенте.

Советский Союз по-прежнему отдает должное норвежской политике неразмещения иностранных войск и ядерного оружия на своей территории в мирное время. Вместе с тем самые последние события рубежа 70-80-х годов показывают, что попытки нарушить сложившееся в Северной Европе соотношение сил и навязать Норвегии новые задания и обязательства в системе НАТО ведут к размыванию базовой политики, неоднократно подтверждавшейся всеми норвежскими кабинетами в минувшее двадцатилетие191.

ПРИМЕЧАНИЯ

125. Известия, 1980. 23 февр. См. также выступление Л. И. Брежнева на Берлинской конференции коммунистических и рабочих партий. – За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам Конференции коммунистических и рабочих партий Европы. Берлин, 29-30 июня 1976 г. М., 1976, с. 4.

126. Friheten, 1966, 1, 8 nov. (призыв заместителя председателя НРП Р. Стеена к признанию границы Одер – Нейссе); Голошубов Ю. Я. Скандинавия и европейская безопасность, с. 48-49; Он же. Скандинавия и проблемы послевоенной Европы. М., 1974, с. 162-163; Воронков Л. С. Северная Европа: Общественность и проблемы внешней политики. М., 1976, с. 196-197.

127. Голошубов Ю. И. Скандинавия и европейская безопасность, с. 57-58, 72-73, 41.

128. Правда, 1979, 27 мая.

129. Sovjet-Nytt, 1965, 3 juni; Правда, 1965, 1 июня.

130. Цит. по: Norge og rustningskontroll i Europa. Oslo, 1974, s. 72

131. Цит. по: Воронков Л. С. Указ. соч., с. 198-199.

132. Цит. по: Коммунистическое движение: Проблемы теории и практики. Прага, 1978, с. 160 (статья председателя КПН М. Г. Кнутсена).

133. Nordisk Kontakt, 1978, N 7, s. 442.

134. Nordisk Kontakt, 1978, N 7, s. 440; Правда, 1978, 8 апр.

135. См., например: Правда, 1979, 15 ноября.

136. Nordisk Kontakt, 1973, N 15, s. 1015.

137. Vekst og velstand, s. 229.

138. Nordisk Kontakt, 1971, N 5, s. 300; N 15, s. 1007.

139. Arbeiderbladet, 1973. 2, 3 jan.

140. Nordisk Kontakt, 1973, N 4, s. 258; Friheten, 4979, 25 jan.; Arbeiderbladet, 1979, 11 juni.

141. Yearbook... 1967. Stockholm, 1968, p. 127; Yearbook... 1978, p. 259.

142. Norges Traktater 1661-1666, Bd. 3, N 937, 950, 958, 973, 992, 993, 1001 etc.

143. Nordisk Kontakt, 1972, N 4, s. 244; 1977, N 9, s. 55; Yearbook... 1978, p. 255.

144. Vekst og velstand, s. 322-323.

145. Nordisk Kontakt, 1977, N 3, s. 162; 1978, N 5, s. 280.

146. Die Welt, 1971, 12 nov.; Nordisk Kontakt, 1972, N 4, s. 245; 1978, N 16, s. 1002; Тимашкова О. К. Указ. соч., с. 253.

147. Yearbook... 1978, р. 253.

148. Torsvik Т. NATO of Norge. 20 år etter. Oslo, 1969, s. 16; см. также: Федулаев Г. И. Военно-политические отношения Норвегии и США (60-е – середина 70-х годов). – В кн.: Проблемы новой и новейшей истории. М., 1979, с. 36-54.

149. Nordisk Kontakt, 1978, N 7, s. 441. 558

150. Кроликовский Г. Северный фланг НАТО. – Международная жизнь, 1968, № 11; Васильев П. Северные страны и европейская безопасность. – Международная жизнь, 1969, № 8, с. 25.

151. См. выступление министра обороны Норвегии Р. Хансена на съезде НРП в 1977 г.: Sosialistisk perspektiv, 1977, N 3, s. 8.

152. Keesing Contemporary Archive 17549 A – 17551; Kilder til moderne historie Oslo, 1972, Bd. 1. Norsk utenrikspolitikk, s. 162-163.

153. Loran С og Omega. Innstilling fra utvalget til undersøkelse av sakene om etablering av Loran C. og Omega-stasjoner i Norge. Oslo, 1977.

154. Arbeiderbladet, 1976; 21 mai; Stortings forhandlinger 1975/1976. Oslo, 1975-1976, s. 2349.

155. Правда, 1974, 26 марта.

156. Комиссаров Ю. Северу Европы – безъядерный статус. – Мировая экономика и международные отношения, 1979, № 3.

157. Из выступления А. Н. Косыгина. Цит. по: Правда, 1978, 15 сент.

158. См. заявление президента Финляндии: Aftenposten, 1979, 8 okt.

159. Norden på världsarenan. Stockholm, 1968, s. 258-259.

160. Пискулов Ю. В. Многоликая Скандинавия, с. 160 и сл.

161. Котляр В. С. Северный совет. М., 1973, с. 105.

162. Nordisk Kontakt, 1976, N 10, s. 676.

163. Keesing Contemporary Archive, 17621.

164. Vekst og velstand, p. 259, 249; Stråth В. Nordic Industry and Nordic Economic Cooperation. Stockholm, 1978.

165. Пискулов Ю. В. Структурные изменения в экономике Норвегии. – Мировая экономика и международные отношения, 1971, № 4.

166. Экономические группировки в Западной Европе. М., 1969, с. 248 и след.

167. EF – Norges vei? Forhandlingsresultatet satt i perspektiv. Oslo, 1972, s. 11-12, 186, 191, 202, 203.

168. Folkebevegelsen mot norsk medlemskap i Fellesmarkedet. Folkebevegelsens melding. Oslo, 1972, s. 203-204.

169. Nordisk Kontakt, 1973, N 10, s. 654; 1979, N 5, s. 356.

170. Воронов К. В. Проблемы отношений Норвегии с ЕЭС на рубеже 1980-х годов. – В кн.: VIII Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1979, ч. 1, с. 63-66.

171. Sosialistisk perspektiv, 1977, N 2, s. 19.

172. Friheten, 1978, 18 apr.

173. Arbeiderbladet, 1979, 11 juni (интервью председателя КПН М. Г. Кнутсена); Friheten, 1980, 28 febr.

174. Брежнев Л. И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М., 1970, т. 1, с. 296.

175. Известия, 1965, 29 мая.

176. Правда, 1965, 1 июня.

177. Там же, 1963, 20 ноября.

178. Там же, 4 ноября.

179. Там же, 1964, 5 июля.

180. Там же, 1971, 8 дек.

181. Там же, 1974, 23 марта.

182. Учитывая, что все большее число государств, в том числе соседних с СССР, устанавливает у своих берегов экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль, не дожидаясь заключения международной конвенции по морскому праву, Президиум Верховного Совета СССР 10 декабря 1976 г. принял Указ "О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР". Постановлением Совета Министров СССР от 17 мая 1977 г. меры, предусмотренные этим Указом, были введены с 25 мая 1977 г. в прилегающих к побережью СССР районах Баренцева моря, включая районы вокруг принадлежащих СССР островов, шириной до 200 морских миль. См.: Известия, 1976, 10 дек.; 1977, 20 мая.

183. Stortingsforhandlinger 1977/1978, Bd. A, s. 684.

184. См., например: Шпицберген. Страна острых гор. М., 1979, с. 44-47.

185. См.: Крымов П. Советский Союз и северные страны. – Международная жизнь, 1979, № 8.

186. Norsk utenrikspolitisk årbok 1974. Oslo, s. d., s. 51.

187. Nytt fra Norge, 1979, 17 juli, N 28, s. 6.

188. Брежнев Л. И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М., 1979, т. 7, с. 366.

188. Правда, 1977, 27 февр.; см. там же, 1972, 15 янв.

190. Там же, 1979, 27 мая.

191. Там же, 1980, 1 апр.

БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Ulfdalir



Страницы Норвежской истории
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II Вергеланд выступил с прямой критикой в адрес Партии за независимость. Вергеланд обвинил Фальсена за веру в то, что у страны была как исполнительная, так и законодательная власть. Известно, что такого не было. Целью нападок Вергеланда был принц-регент. Он считал, что его оппоненты были заинтересованы в отстаивании позиции принца, а не народа.
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I В Учредительное собрание в Эйдсволле весной 1814 года входили избранные представители со всей Норвегии (исключая Северную Норвегию). Их задачей было написание Норвежской Конституции. Представителей, участвовавших в собрании, принято называть депутатами народного собрания, принявших конституцию в Эйдсволле или отцов Эйдсволла.
Майские дни сорок пятого в Норвегии
Майские дни сорок пятого в Норвегии Майские дни сорок пятого. Ощущение пьянящего счастья. Объявление на дверях одного из магазинов парадной улицы Осло, Карл Юхан, так и гласит: «Закрыто по причине радости». После пяти трудных лет чувства рвутся наружу, и не только радостные.


Важно знать о Норвегии Глава 15.Часть 6. Внешняя политика – между НАТО и разрядкой


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    Глава 15.Часть6 Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru