Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/Шарнхорст/Нападение на Северный патруль/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум


Как часто Вы посещаете сайт norge.ru

Несколько раз в день
Ежедневно посещаю
Один раз в неделю
Пару раз в месяц
Не больше дного раза в месяц
Редко, меньше раза в месяц
Затрудняюсь ответить


на правах рекламы:



рекомендуем посетить:




Нападение на Северный патруль

История линкора Шарнхорст

21 ноября в 14.00 Шарнхорст и Гнейзенау вышли из устья реки Яде, Вильгельмсхафн, и направились в Северную Атлантику. Перед линкорами поставили боевую задачу – уничтожение патрульных кораблей англичан в водах между Исландией и Фарерами. Далее им надлежало уйти западнее в Атлантику, с задачей искать и уничтожать, что подвернется, и если получится, встретить карманный линкор Дейчланд. Он находился в Северной Атлантике, однако неполадки с двигателями требовали возвращения на базу для ремонта. Дополнительной задачей было сопровождение германских торговых судов, если таковые будут встречены и обстановка позволит.
По выходу в Атлантику линкоры встретились с сильным штормом, скорость пришлось снизить до 20 узлов. На следующий день погода улучшилась, и в случае необходимости, можно было вести огонь из главного калибра прицельно, а не куда Нептун пошлет.
Около пополудни 23 ноября, с линкоров заметили судно, однако сблизившись, обнаружили, что это рыболовное судно исландцев. В 15.30 заметили на горизонте еще один дым, и направились к нему. А вот это уже было именно то, за чем их и отправляли. Вспомогательный крейсер ВМС Великобритании Равалпинди. Следует пояснить, что все эти суда, всех флотов, в одночасье ставшие крейсерами, имели впереди гордого крейсер такую, сводившую гордость и грозность на нет, приставочку – вспомогательный. То есть это были обыкновенные коммерческие суда, желательно быстроходные, часто – лайнеры, на которые ставили в нескольких местах пушки, вписывали в экипаж команду моряков ВМФ, и отправляли в море для всяких вспомогательных целей. Или в самостоятельные рейды с целью задерживать подозрительные коммерческие нейтральные суда, и при обнаружении грузов в адрес противника, уничтожать их. Чем Равалпинди и занимался.
Если в дело вступали серьезные личности, даже эсминцы, уж не говоря про линкоры и крейсеры без приставки вспомогательный, все эти крейсеры поневоле тут-же почтительно разбегались в разные стороны. Брони нет, сверх калибров нет, настоящей выучки тоже нет – вы там между собой разбирайтесь, а мы уж как-нибудь в стороне будем вспомогать. Но время от времени им приходилось нарываться на настоящие боевые корабли противника, не имея рядом настоящих своих. Наш Сибиряков, между прочим, таким-же крейсером по сути и был, и попал в ту-же ситуацию, что и британский Равалпинди. Можно сказать, что у Сибирякова ситуация была получше, против него был всего лишь тяжелый крейсер Шеер, а против британца – два линкора сразу. Но с мостика Сибирякова или Равалпинди было один черт, два линкора или один крейсер. Шансов никаких. Абсолютно. Разве что на борту линкора весь экипаж напился бы в стельку и пошел курить в пороховой погреб. Отмечать грядущую победу.
Итак, про Равалпинди. Это был пароход немалых для тех времен размеров, 16 тысяч тонн водоизмещением. Построен был в 1925 году – по тем временам, не возраст. Его построила известная Harland&Wolff в серии из 4-х однотипных судов (Rajputana, Ranchi и Ranpura), для не менее известной Peninsular&Orient Line. Судно спокойно себе работало на линии Англия – Индия, не мечтая о военных лаврах, но разразилась война, и его призвали. Поставили пушки, набили как селедкой экипажем военного времени – аж 276 человек, и погнали к Исландии искать транспорты противника или нейтралов, везущих груз для противника. Кораблем (а это уже был корабль, а не судно) командовал Эдвард Коверли Кеннеди, отец известного впоследствии британского журналиста и радиокомментатора Людовика Кеннеди.
За день перед встречей с самым сильным соединением Кригсмарине крейсер остановил для досмотра шведский пароход, обнаружил вредные для Великобритании грузы – то есть, грузы, предназначавшиеся Германии, и поэтому обьявил судно трофеем. Или как там этот акт юридически назывался. В общем, на судно высадилась призовая партия и повела его в ближайший британский порт. Вот для чего на Равалпинди сидело столько народу. А вспомогательный крейсер, поздравив себя с успехом, отправился искать дальше.
В 15.30 того рокового для Равалпинди дня впередсмотрящий с вороньего гнезда на фок-мачте усмотрел на горизонте дым, о чем сразу-же было доложено командиру, Кеннеди. РЛС тогда еще не ставили на всякую мелочь, и даже не на мелочь не ставили. Нечего было ставить. Вместо РЛС на самых высоких местах судов и кораблей стояли глазастые морячки с биноклями, и до рези часами осматривали горизонт в поисках дыма на горизонте. Когда был горизонт и было, куда смотреть. А то ведь чаще всего, и смотреть было некуда. Северная все-таки Атлантика – темные ночи, штормы, тучи, морось или снег, туманы.
На пол-пути между Исландией и Фарерами, Равалпинди некуда было скрыться и не у кого просить помощи.
Кеннеди поначалу, смотря в бинокль, определил силуэт первого из линкоров, как карманный Дейчланд. В случае его обнаружения, он должен был немедленно сообщить об этом в штаб флота метрополии, и затем убегать. Сыграли боевую тревогу, экипаж занял места по боевому расписанию. Кеннеди приказал резко подвернуть влево, надеясю укрыться в полосе тумана. В штаб ушла радиограмма. В воду сбросили специальные устройства-заряды для создания дымовой завесы, однако они не сработали. Завидя в приблизительно четырех милях по правому борту айсберг, Кеннеди приказал править на него, все-таки лучшее укрытие, чем полоса тумана. Однако германский корабль раскусил маневр Равалпинди, и пошел на сближение, отрезая путь к айсбергу. Немцы дали предупредительный выстрел впереди по носу Равалпинди, и семафором потребовали застопорить машины и лечить в дрейф. Кеннеди не подчинился, и опять определил уже сблизившийся с ним линкор как Дейчланд, о чем немедленно радировал. И вновь с германского линкора семафором потребовали застопорить машины. И вновь Кеннеди не подчинился. Возможно, потому, что с правого борта обнаружили еще один крупный корабль, и Кеннеди посчитал, что это какой-то британский корабль из состава северного патруля.
Сигнальный офицер Равалпинди узнает во втором корабле линейный крейсер Гнейзенау – именно так, потому что англичане приписали и Шарнхорст, и Гнейзенау, к линейным крейсерам, не удостоив их чести считаться линкорами. Внезапно выясняется, что ситуация безнадежна.
И тут 60-ти летний Кеннеди показал настоящий британский характер. Он уже понял, во что попался – два самых мощных на то время корабля Кригсмарине против его жестянки. Никаких шансов, если только не сдаться. Кеннеди заявил всем присутствующим на мостике – будем драться с ними с обоими, нас конечно потопят, ну да так тому, значит, и быть!
С Шарнхорста опять засверкал семафор – покинуть корабль! Да-с, тогда еще воевали рыцарски. Линкоры все видели и все понимали, но давали людям шанс уйти по-хорошему, собираясь потопить лишь корабль, который и не был кораблем то, в военном смысле. Команда Шарнхорста была поражена тем, что британский корабль полностью проигнорировал их предложение и явно готовился к бою. Командир Шарнхорста приказал просемафорить еще два раза, и он все-таки получил ответ. Но какой! Ну, кто мог, в здравом то уме, подумать, что восемь пушчонок калибром шесть дюймов, извлеченных с каких-то арсеналов, где они хранились еще с Первой мировой, вздумают противопоставить себя восемнадцати современнейшим 11-ти дюймовых орудиям самых мощных линкоров Кригсмарине. Однако в ответ на последнее предложение покинуть корабль, англичане ахнули по Шарнхорсту из всех своих пушек. Из винтовки по танку. Снаряды ляпнулись вблизи Гнейзенау, и осыпали его осколками, но влитому в броню гиганту это было как щекотка. Второй залп англичане отправили в сторону Шарнхорста.
А в 15.45 Шарнхорст дал первый залп, тут-же и накрывший несчастный Равалпинди – мол, жаль вас, ребята, но и нас можно понять. Снаряды разорвались на шлюпочной палубе, прямо под мостиком, с естественным результатом – на мостике поубивало почти всех, разрушило и соседнюю радиорубку. Каким-то чудом Кеннеди остался в живых. Чтобы увидеть, как второй залп разнес пункт управления артогнем и уничтожил одно из орудий правого борта. Третий залп угодил в район машинного отделения, и вывел из строя динамо, тем самым обесточив корабль. Подача снарядов к орудиям, следовательно, прекратилась. Кеннеди приказал оставшимся орудиям стрелять по возможности, коли не стало ни центра управления стрельбой, ни механической подачи снарядов. Англичане продолжали огрызаться, вошедшие в раж безнадежной схватки моряки вручную таскали снаряды к орудиям. Однако долго это продолжаться не могло, орудия умолкали одно за другим, на верхних палубах царили хаос, смерть и огонь, и катались взад-вперед нерасстрелянные снаряды. Кеннеди взял с собой двух моряков и отправился на корму, пытаясь поставить дымовую завесу. Через несколько минут старпому Хампфрису сообщили, что командир мертв. К этому времени машины окончательно встали, корабль практически остановился, а если-бы машины и работали, то далеко уйти все равно бы не смог – заклинило руль. Оставалось только одно, покинуть тонущий Равалпинди. На первую шлюпку погрузили 40 раненых и стали ее спускать, лопнул один из концов, и шлюпка рухнула в воду, температура которой была близка к нулю.
Около 16.00 начали спускать все уцелевшие к тому времени шлюпки, но тут не прекращавшие стрельбу немцы поразили пороховой погреб. Взрыв расколол Равалпинди надвое, половинки очень быстро затонули. Те шлюпки, которые успели спустить, немного отошли в сторону, и тут на них надвинулась громада Шарнхорста, не разглядевшая их в дыму. Линкору удалось отвернуть от шлюпок, однако их перевернуло или захлестнуло поднятой волной.
Линкор развернулся так быстро, как смог, и подошел к месту гибели Равалпинди, пытаясь спасти кого можно. Удалось вытащить 38 человек, остальные 238 погибли. На все про все ушло 15 минут. Черт, меня все время убивает и вводит в ступор вот эта быстротечность – немалый по размерам корабль, многие часы тренировок, недели и месяцы в море, да не просто в море, а в Северной Атлантике, где частенько хуже войны бывает. Почти 300 душ, и утром многие проснулись, как обычно. Приборка, построение, завтрак, то, се. Потом дымы на горизонте, страх, азарт, грохот и огонь, и через 15 минут все кончено.
Тем временем, англичане выслали на помощь Равалпинди свои корабли, HMS Delhi и HMS Newcastle подошли на предел видимости еще в то время, когда Шарнхорст грохотал своими зверскими орудиями. И благоразумно ближе подоходить не стали, правильно рассудив, что от Равалпинди вряд-ли уже что осталось, ни к чему им своими трупами увеличивать счет боевых побед красы Кригсмарине. Британские крейсеры приступили к не менее ответственной задаче – слежению за линкорами, так как на сцену торопились выйти уже серьезные парни – линкоры Уорспайт и Рипалс, линейный крейсер Худ. Но тут вмешалась погода, шторм и плохая видимость сбили англичан со следа, а РЛС тогда еще ни у кого не было. Повезло немцам. Какие они не были сильные, а против тройки HMS Warspite, HMS Hood и HMS Repulse им было не устоять.
27 ноября Шарнхорст и Гнейзенау вернулись в Вильгельмсхафн, оба сильно пострадали, но не от огня Равалпинди, а от штормовой Атлантики. Особенно сильно досталось носовой башне главного калибра. Линкоры поставили в ремонт. Шарнхорсту, кроме этого, требовался еще и ремонт котлов. Что можно сказать о этом бое? Прежде всего, сказать можно о некоторых качествах британцев. Никуда не деться, но говорить приходится исключительно в пику нашим историкам и нашей истории. Ведь наш Сибиряков, потопленный Шеером в аналогичной ситуации, преподносится, как нечто исключительное, единственное и неповторимое, свойственное только нам. Оказывается, не только нам. Англичане тоже могут. Искать чьи-то просчеты и ошибки, из-за которых погиб Равалпинди, на мой взгляд, бессмысленно. Англичане делали свое дело, патрулируя воды Атлантики в ходе общих действий по морской блокаде Германии, а немцы делали свое, пытаясь это патрулирование сбить. Дело случая. Но об этом подробнее ниже, в главе «Ежики в тумане».


Строительство, испытания, учеба
 Нападение на Северный патруль
Операция Nordmark
 Операция Weserübung
 Операция Juno
 Возвращение
 Операция Берлин
 Март 1941 – февраль 1942 - стоянка в Бресте
 Прорыв
 Ежики в тумане
 Последние месяцы жизни
 Последняя операция линкора - Остфронт

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Автор: Войтенко М.Д



Важно знать о Норвегии Scharnhorst. Нападение на Северный патруль


Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига

    реклама на сайте:


    Рекомендуем посетить:


    SpyLOG

    Нападение на Северный патруль Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru