Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/«Везерюбунг»: Норвежская кампания 1940 г/Норвежская авиация/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь

Страницы Норвежской истории
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II Вергеланд выступил с прямой критикой в адрес Партии за независимость. Вергеланд обвинил Фальсена за веру в то, что у страны была как исполнительная, так и законодательная власть. Известно, что такого не было. Целью нападок Вергеланда был принц-регент. Он считал, что его оппоненты были заинтересованы в отстаивании позиции принца, а не народа.
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I В Учредительное собрание в Эйдсволле весной 1814 года входили избранные представители со всей Норвегии (исключая Северную Норвегию). Их задачей было написание Норвежской Конституции. Представителей, участвовавших в собрании, принято называть депутатами народного собрания, принявших конституцию в Эйдсволле или отцов Эйдсволла.
Майские дни сорок пятого в Норвегии
Майские дни сорок пятого в Норвегии Майские дни сорок пятого. Ощущение пьянящего счастья. Объявление на дверях одного из магазинов парадной улицы Осло, Карл Юхан, так и гласит: «Закрыто по причине радости». После пяти трудных лет чувства рвутся наружу, и не только радостные.

Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня Норвегии Норвегия в годы Второй мировой войны Прессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

Норвежская авиация

Норвежская авиация

Рассказ о характере воздушной войны над Норвегией был бы неполным без упоминания о деятельности норвежской армейской авиации (действия морских авиагрупп рассмотрены в предыдущей главе).

В первый день кампании армейская авиация понесла тяжелые потери, но не перестала существовать. Все боеспособные самолеты, сумевшие покинуть свои аэродромы при угрозе их захвата, были собраны в глубине страны и сведены в импровизированные авиагруппы. Самой крупной была группа капитана Оле Рейстада (группа «R»), составленная по большей части из машин разведывательной эскадрильи с Сола. К 11 апреля она сосредоточилась на льду озера Вангсмьёса и насчитывала в своем составе по одному «Капрони» и «Гладиатору», девять бипланов Фоккер C-V, один «Тайгер Мот» и гражданский самолет «Клемм». Личный состав состоял из 45 человек: 14 пилотов, 6 летчиков-наблюдателей, 12 механиков и 13 солдат. Вторая по численности группа лейтенанта Аслага-Рённига Несхайма (группа «N»), базировавшаяся в Коппанге на Остердале, насчитывала 39 человек и имела на вооружении шесть «Мотов». Еще две группы — лейтенантов Йона Тведте (группа «T») и Оскара Бакке-Стене (группа «St») — действовали в районе Гудбрансдаля. К сожалению, об их составе нет никаких сведений, видимо, они просуществовали совсем недолго.

Весьма драматичной была эпопея летной школы. В неразберихе первого дня войны несколько ее самолетов (в их числе были, по крайней мере, все девять исправных «фоккеров») покинули аэродром Кьеллер. Поменяв несколько раз место базирования, они вскоре осталась без связи и почти без горючего. Не имея представления о том, что происходит в остальных районах страны, 15 апреля военный комендант школы капитан Энгвик принял решение перегнать уцелевшие машины в Швецию.

Нередко услугами норвежских разведчиков пользовались англичане. Наиболее успешно действовала группа «R». Наличие лыжных шасси практически снимало с норвежцев проблему базирования, так остро стоявшую перед англичанами — для неприхотливых бипланов достаточно было небольшой ровной площадки. Благодаря отлично поставленной маскировке, в течение долгого времени группа оставалась необнаруженной. Все потери были связаны с летными происшествиями. Однако 22 апреля немецкая авиаразведка обнаружила ее место дислокации. В тот же день на Вангсмьёса «пожаловало» несколько Не-111. Основной целью стал двухмоторный «Капрони», но уничтожить его не удалось. Налет завершился практически безрезультатно, но следующие могли оказаться более эффективными, поэтому решено было сменить аэродром.

Норвежцы улетали мелкими группами и шли разными маршрутами. Одному из C-V пришлось совершить вынужденную посадку из-за неполадок в двигателе. Чтобы помочь с ремонтом рядом сели еще два «фоккера». Неожиданно в небе появилась тройка Ju-87. Немцы отработали, как на полигоне: два норвежских самолета остались догорать на земле, третьему на следующее утро все же удалось взлететь, но над горами он сорвался в штопор и разбился. На этом полоса невезения для норвежцев не завершилась. Не успели все машины покинуть ставшее негостеприимным озеро, как над ним появился одиночный Не-111 из состава II/LG 1, возвращавшийся из разведывательного полета. Он сбросил шесть 50-кг бомб, взрывы которых изуродовали два C-V. Но и это еще не все: продолжив свой путь на базу, «хейнкель» обнаружил на озере Мёсваан MF-11 морской авиации — он также был уничтожен.

Рост потерь и трудности с материально-техническим снабжением заставили норвежцев 29 апреля объединить все силы морской и армейской авиации в Центральной Норвегии под единым командованием. К этому времени все уцелевшие самолеты сухопутного базирования были приданы группе капитана Рейстада и сосредоточены на озере Сетнесмуэн. Улучшившиеся погодные условия позволили германской авиаразведке быстро обнаружить новый аэродром. 30 апреля на него было совершено два налета. Во время первого был поврежден всего один C-V, но имелись серьезные потери личного состава. Позже пятерка Ju-88А из состава 2./KG 30 в сопровождении трех Ju-88С из состава (Z)./KG 30 нанесла новый удар по норвежскому аэродрому. Каждый из пилотов двухмоторных истребителей претендует на уничтожение одного норвежского самолета, что с учетом числа сохранившихся у норвежцев машин представляется маловероятным.

1 мая морские самолеты получили приказ перелететь в Англию или на север. Выполнить его смогли два Не-115 и три MF-11 — все, что осталось от авиагрупп двух военно-морских округов. Остатки армейской авиации продолжали без особых успехов действовать в Центральной Норвегии до 8 мая, после чего пять уцелевших «фоккеров», такое же количество «Мотов» и единственный «Клемм» перелетели в район Нарвика.

Любопытно, что в ходе кампании норвежская и германская стороны использовали трофейные самолеты одного и того же типа. Речь идет о гидропланах Не-115. Еще в 1938 году немцы поставили Норвегии 6 машин модификации А-2 (экспортный вариант обозначался Не-115N). К моменту вторжения три из них базировались на севере страны в составе 3-й морской авиагруппы, а еще три были в Ставангере во 2-й авиагруппе. Во время оккупации один из последних перелетел в Шотландию, один — на север, где присоединился к 3-й группе, а третий был захвачен немцами вместе с несколькими «Хёверами». Зато норвежские сторожевики «Сюрьян» и «Нордкап» захватили соответственно в Броннёсунне и Орнесе два Не-115В-1 из 1./106 с полным боекомплектом, которые также вошли в состав 3-й авиагруппы. Все шесть самолетов использовались под Нарвиком, где бомбили позиции 3-й горной дивизии. Последней операцией был налет на немецкий штаб у Бьёрнфьелля 7 июня, а затем была подписана капитуляция. К тому времени один «хейнкель» был разобран на запчасти, один был интернирован в Финляндии, а четыре других перелетели в Шотландию (правда, один из них потерпел аварию в море из-за недостатка топлива). Позднее их использовали англичане для специальных операций.

Норвежские военные летчики пытались внести посильный вклад в борьбу с захватчиками, справедливую оценку их усилиям дает К. Шорес: «Уцелевшие самолеты норвежской армейской авиации привлекались к участию в боевых действиях, как только это позволяла погода, но из-за ограниченного числа боеспособных машин результаты были всегда разочаровывающими». За два месяца боевых действий армейская авиация Норвегии потеряла 15 человек, в том числе 5 офицеров. Людские потери были невелики, хуже обстояло с техникой. Численность небольшой (даже по довоенным меркам) норвежской авиации быстро сокращалась. Была достигнута договоренность с англичанами, что они передадут несколько машин Уэстленд «Лизандер», американцы обещали передать недопоставленные истребители Кёртисс «Хок» и морские гидропланы-разведчики Нортроп N-3PB. Оставшиеся «безлошадными» норвежские авиаторы должны были пройти переобучение. Первая группа из 11 пилотов и 4 штурманов под командованием капитана Бьярне Ёэна прибыла в Англию 2 мая на пароходе «Сеньор». Как ни старались норвежцы поскорее освоить новые машины, снова принять участие в обороне страны им не удалось. Тем не менее, они заложили основу для будущих национальных эскадрилий, сражавшихся в составе RAF всю войну и вернувшихся домой в победном сорок пятом.

Хронология основных событий (11 апреля — 4 мая 1940 г.)

11 апреля

Германская сторона продолжала перебазирование авиации на норвежские аэродромы: на Сола прибыли эскадрильи 2./ZG 76, (Z)./KG 30, 3./KG 30 и 1(F)./120; 89 транспортных Ju-52 доставили наземный персонал II/JG 77 на аэродром Кьевик.

Бомбардировщики Люфтваффе действовали против норвежских сил: 6./KG 4 бомбила войска севернее Кристиансанна, 1.и 2./KG 4 — в районе Осло и Фредрикстада, II/KG 26 произвела налет на Нюбергсунн. 10 Не-111 из состава III/KG 26 атаковали корабли Флота метрополии, тяжело повредив эсминец «Эклипс».

Шесть «Хэмпденов» вели безуспешный поиск германских кораблей в районе Кристиансанна. Шесть «Веллингтонов» 115 sqn бомбили аэродром Сола. Самолеты 201, 220, 224, 233 sqn Берегового командования совершали разведывательные полеты.

В ночь на 12 апреля британские самолеты действовали против германского судоходства в Балтийских проливах (участвовало 12 «Уитли» 10, 77 и 102 sqn, 20 «Хэмпденов» 49, 61 и 83 sqn). Они атаковали 10 судов, сообщив о потоплении транспорта «Роберт Лей», который реально повреждений не получил.

12 апреля

Крупнейший дневной рейд Бомбардировочного командования — 83 самолета (36 «Веллингтонов», 24 «Хэмпдена» и 23 «Бленхейма») атаковали германские корабли в районе Ставангера. Интенсивным зенитным огнем и истребителями противника сбито 4 «Веллингтона» и 6 «Хэмпденов», II/JG 77 потеряла пять Bf-109. Девятнадцать «Скьюа» 800, 801 и 803 sqn FAA произвели налет на Берген — поврежден торпедный катер «S 24».

146 Ju-52 перебросили в Осло штаб XXI армейской группы, II и III/IR 236, боеприпасы и запасные части; 19 машин доставили 7./LgNRgt 3 в Ставангер.

Образовано командование 5-го воздушного флота (генерал-полковник Эрхард Мильх).

13 апреля

25 Не-111 из состава 5. и 6./KG 26, 7./LG 1 и 3./KG 26 вылетали на поиски британских крейсеров «Глэзгоу», «Шеффилд» и шести эсминцев в районе Олесунна — без успеха. Восемнадцать Не-111 из состава I и II/KG 26 и два Ju-88 из состава 3./KG 30 вели вооруженную разведку в Северном море. Четыре Не-115 из состава 1./KüFlGr 106 вылетали с Сола на разведку в район Нарвика; ими обнаружен линкор «Уорспайт» и безрезультатно атакован эсминец «Айвенго». В транспортных перевозках участвовало 174 самолета.

В ночь на 14 апреля 15 «Хэмпденов» провели в Балтийских проливах первую в ходе войны минную постановку с воздуха.

14 апреля

Три «Веллингтона» 115 sqn и шесть «Хадсонов» 224 sqn совершили налет на аэродром Сола. 15 «Скьюа» 800 и 803 sqn FAA произвели налет на Берген, потопив транспорт «Баренфельс» ; два самолета сбито зенитным огнем II/FlakRgt 33.

15 Ju-52 из II/KGzbV 1 выбросили парашютный десант в составе 1./FJR 1 в районе Домбоса.

В ночь на 15 апреля 28 «Хэмпденов» провели минную постановку у побережья Дании.

15 апреля

Два «Бленхейма» 110 sqn атаковали германские сторожевые корабли у Вильгельмсхафена — ответным огнем один сбит. 11 «Бленхеймов» 107 sqn и 6 «Веллингтонов» 38 sqn бомбили аэродром Сола и стоянку гидросамолетов у Ставангера. 9 «Бофортов» 22 sqn произвели минную постановку у Гельголанда.

III/LG 1 произвела налет на Намсус и уничтожила радиостанцию на о. Вигра. К 15 апреля LG 1 в полном составе перебазировалась на норвежские аэродромы.

16 апреля

4 Не-111 из состава II/KG 4 вылетали с аэродрома Вэрнес на вооруженную разведку в район Намсуса; ими потоплен шведский пароход «Мертайнен», шедший с грузом руды в Ньюкасл.

В течение суток 4 «Бленхейма» 107 sqn и 20 «Уитли» 4-й авиагруппы предприняли ряд налетов на норвежские аэродромы Сола, Вэрнес и Кьеллер; из-за плохой погоды на цель вышло только 6 самолетов.

17 апреля

28 Ju-88 из состава II/KG 30 и 22 Не-111 из состава III/KG 26 атаковали и тяжело повредили британский крейсер «Саффолк», обстрелявший стоянку гидросамолетов у Сола, 22 Не-111 из состава III/KG 4 цели не нашли. Самолеты 9-й авиационной дивизии (8 Не-111 из состава KGr 126 и 10 Не-115 из состава 5./KüFlGr 506) произвели минную постановку в районе Даунса, Эдинбурга и в устье Темзы.

Два «Скьюа» 803 sqn FAA атаковали учебно-артиллерийский корабль «Бремзе» в гавани Бергена. 12 «Бленхеймов» 107 sqn нанесли удар по Сола. На ночную бомбардировку норвежских аэродромов вылетало 20 «Веллингтонов» 99, 37 и 75 sqn, но только 12 из них нанесли удар по Сола, остальные не смогли обнаружить свои цели.

18 апреля

Бомбардировщики Х авиационного корпуса (восемь Не-111 из состава II/KG 26 и три FW-200 из состава 1./KG 40) произвели первый налет на Вогс-фьорд, Тромсё и Харстад, повредив авианосец «Фьюриэс». Транспортная авиация доставила в Ставангер два батальона IR 355.

Ночью 9 «Уитли» 77 sqn вели поиск германских судов в районах Осло и Тронхейма. В воды метрополии со Средиземного моря прибыл авианосец «Глориэс».

19 апреля

Германская авиация небольшими группами наносила удары по кораблям союзников в районах Намсуса и Ондальснеса — серьезные повреждения получил французский легкий крейсер «Эмиль Бертэн» (атакован Ju-88 из состава II/KG 30).

К 19 апреля в составе Х авиационного корпуса действовали KG 30, 1./KG 40, II и III/LG 1, I и II/KG 54.

9 «Бленхеймов» 107 sqn вылетали на бомбардировку аэродрома Сола, но 7 вернулось из-за плохой погоды.

20 апреля

Усилия германской бомбардировочной авиации сосредоточились на Намсусе, на который произведено три крупных налета. 18 Не-111 из состава I и II/KG 26 в 11:30 безрезультатно атаковали корабли союзников; позже 14 Не-111 из состава II и III/KG 26, 9 из состава KGr 100 и 3 Ju-88 из состава 6./KG 30 нанесли удар по береговым целям; в 17:30 24 Не-111 из состава II и III/KG 4 повторили налет, потопив противолодочный траулер «Ратлэндшир».

23 Не-111 из состава III/KG 4 и восемь из состава 4./KG 4 наносили удары по норвежским войскам севернее Осло. Для доставки личного состава и вооружения в Тронхейм был задействован 91 транспортный самолет.

Шесть «Веллингтонов» 37 sqn нанесли удар по аэродрому Кьевик, три «Уитли» 102 sqn — по Вэрнесу, три «Хэмпдена» 83 sqn — по Ольборгу.

Обе стороны проводили минные постановки с воздуха: 24 «Хэмпдена» ставили мины в устье Эльбы; 11 Не-111 и 11 Не-115 — у Рамсгита и в устье Темзы.

21 апреля

24 Не-111 из состава I/KG 4 бомбили железнодорожную станцию и другие объекты в районе Намсуса; 17 Не-111Р из состава III/KG 54 атаковали корабли и суда союзников в Намс-фьорде. Шесть Ju-88 из состава II/KG 30 нанесли удар по кораблям в гавани Ондальснеса. 18 Не-111 из состава II/LG 1, 5 Не-111 и 4 Ju-88 из состава III/LG 1 бомбили железную дорогу в районе Домбоса и радиостанцию в Олесунне. 8 Не-111 из состава II/KG 54 поддерживали группу Фишера в районе оз. Мьёса. Рейсы в Тронхейм совершили 78 транспортных самолетов.

Из Гибралтара в метрополию прибыл авианосец «Арк Ройал». Из-за плохих погодных условий британская авиация дневных налетов не производила. В ночь на 22 апреля 36 «Хэмпденов» вылетали на минную постановку, 12 «Веллингтонов» бомбили аэродромы Сола и Ольборг.

22 апреля

Германская авиация наносила массированные удары по группировкам союзников в Намсусе и Ондальснесе. 26 Не-111 из состава KG 4 нанесли удар по Намсусу, сбросив 22,5 тонн бомб. 34 Не-111 из состава KG 4, KG 26, KGr 100 и LG 1, а также 19 Ju-88 из состава KG 30 и LG 1 бомбили Ондальснес — сброшено 37,5 тонн бомб. Боевые потери составили 1 Ju-88, сбитый шлюпом «Пеликан».

Самолеты I/ZG 76 действовали против норвежских войск. Транспортная авиация перебросила в Тронхейм I/IR 388, Pz.Jäg.Abt. 222 и 4./GAR 112.

Норвежская авиация потеряла за сутки пять машин: 4 «Фоккер» C-V и 1 MF-11.

Авианосцы «Арк Ройал» и «Глориэс» вышли к берегам Норвегии. Пять «Хадсонов» 224 и 233 sqn совершили налет на Берген. В ночь на 23 апреля 10 «Уитли» 51, 58 и 77 sqn бомбили аэродромы Форнебю, Кьеллер, Ольборг и замерзшее озеро Йонсватн.

23 апреля

52 Не-111 из состава KG 4, II/KG 54 и LG 1, а также 25 Ju-88 из состава KG 30 и LG 1 наносили удары по линиям снабжения британских войск в районе Домбос-Отта и по морским целям в Ромсдальс-фьорде; сброшено 47,5 тонн бомб, потоплен норвежский пароход «Сигурд Ярл».

В ночь на 24 апреля 34 самолета Бомбардировочного командования (16 «Уитли», 12 «Веллингтонов», 6 «Бленхеймов») нанесли удары по аэродромам Сола, Вэрнес, Кьеллер, Кьевик, Ольборг и Вестерланд. 26 «Хэмпденов» вылетали на минную постановку, еще 4 произвели налет на базы гидроавиации.

24 апреля

В Люфтваффе образовано авиационное командование «Ставангер» (полковник Фухс), которому приданы 1(F)./ObdL, 3(F)./ObdL, 1(F)./120, 1(F)./122, I/ZG 76, (Z)./KG 30, 2./KG 30, часть II/JG 77 и 1./KüFlGr 506. В районе Ставангера в составе 7./LgNachrRgt 3 введена в действие РЛС «Варцбург».

24 Не-111 из состава KG 4, KG 26 и LG 1, а также отдельные машины I/KG 40 и LG 1 бомбили цели в районе Ондальснес-Домбос-Отта-Квам — сброшено 19,5 тонн бомб.

Истребители с авианосцев «Арк Ройал» и «Глориэс» начали патрулирование над Ондальснесом, добившись в первый день двух воздушных побед. 263 sqn (18 истребителей «Гладиатор») перелетела на замерзшее озеро Лешаскуг близ Домбоса.

Самолеты Бомбардировочного командования ночных вылетов не совершали, но семь «Суордфишей» 815 sqn FAA (действующей в составе Берегового командования) произвели минную постановку в устье р. Эмс.

25 апреля

Самолеты с британских авианосцев (7 «Суордфишей» 810 sqn, 6–820 sqn, 8 «Скьюа» 803 sqn, 7–801 sqn, 2–800 sqn) произвели налет на Тронхейм. На аэродроме Вэрнес уничтожено 7 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и 1 транспортный Ju-52, в гавани — 4 гидросамолета Не-115. Британские потери — 4 «Суордфиша» и 2 «Скьюа».

Bf-110 из состава I/ZG 76 потопили в Хардангер-фьорде норвежский пароход «Хаардрааде». III/LG 1 атаковала корабли в Ромсдальс-фьорде, потопив британский вооруженные траулеры «Брэдмэн», «Ларвуд», «Хэммонд» и норвежский миноносец «Трюгг». 54 Не-111 из состава KG 54, KG 26 и 18 Ju-88 из состава KG 30, LG 1 бомбили наземные цели в районе Домбос-Ондальснес (всего сброшено 54,5 т бомб).

Бомбардировщики I и II/KG 26 нанесли удар по оз. Лешаскуг, уничтожив 12 «Гладиаторов» 263 sqn, а также 4 «Скьюа», совершивших вынужденную посадку. Пять немецких самолетов сбито британскими истребителями.

6 «Бленхеймов» 110 sqn действовали против германского судоходства в районе Бергена.

В ночь на 26 апреля 12 «Веллингтонов» и 6 «Уитли» бомбили гавани, аэродромы и нефтехранилища в Ставангере и Осло. 28 «Хэмпденов» вылетали на минную постановку в Кильской бухте, Большом и Малом Бельтах. Три машины 49 sqn потеряно, одна из них сбита обер-фельдфебелем Фёрстером из IV(N)/JG 2 — первая победа германских ночных истребителей.

26 апреля

46 Не-111 из состава KG 4, KG 26, KG 54 и LG 1 бомбили линии коммуникаций и наземные цели в районе Винстра-Домбос-Ондальснес. В Согне-фьорде норвежский эсминец «Гарм» атакован и потоплен тремя Не-111 из состава 2./LG 1 и двумя Bf-110 из состава 3./ZG 76.

27 апреля

Утром два Do-215 из состава 1(F)./ObdL и один He-111 из состава 1(F)./122 вылетали на поиск британских авианосцев, в 17:55 для удара по ним вылетели 11 He-111 из состава KG 26 и 32 Ju-88 из состава KG 30. Из-за плохих погодных условий большинство самолетов не нашло цели.

Основные усилия германской бомбардировочной авиации сосредоточились на районе Ондальснеса. Налет на него совершили 61 Не-111 из состава KG 26, KG 54, LG 1 и 34 Ju-88 из состава KG 30, сбросившие 81,5 т бомб. В Молде-фьорде потоплен норвежский теплоход «Нюхаус», повреждены британские танкер «Делиус» и шлюп «Блэк Суон». Патрулировавшие в воздухе «Скьюа» с британских авианосцев сбили 5 германских самолетов.

Последние три «Гладиатора» 263 sqn сожжены наземным персоналом, личный состав эскадрильи отбыл в Англию на борту французского транспорта «Кап Блан».

28 апреля

12 «Суордфишей» 810, 820 sqn и 6 «Скьюа» 800, 801 sqn с авианосца «Арк Ройал» произвели налет на Тронхейм, уничтожив 5 Не-115, принадлежавших KüFlGr 506.

11 Ju-87 из состава I/StG 1, 12 Не-111 из состава KG 26, LG 1 и 16 Ju-88 из состава KG 30 атаковали британские корабли в районе Ондальснес-Олесунн: «Штуки» потопили британский вооруженный траулер «Кэйп Сиртоко», а Ju-88 — норвежский каботажный пароход «Бранд IV». Истребители 800 и 803 sqn сбили 4 самолета противника, потеряв 1 «Скьюа».

89 транспортных Ju-52 доставляли снабжение в Тронхейм.

29 апреля

26 Не-111 из состава KG 26 с аэродрома Вэрнес бомбили Намсус. 56 Не-111 из состава KG 4, KGr 100, LG 1 и 24 Ju-88 из состава KG 30, LG 1 наносили удары по целям в районе Кристиансунн-Домбос-Ондальснес, при этом «юнкерсами» LG 1 в Молде-фьорде потоплен норвежский пароход «Орланн», а самолеты KGr 100 потопили в Ромсдальс-фьорде британский вооруженный траулер «Кэйп Челюскин». Вылетавшие на свободную охоту пять Не-111 из состава 4./KG 26 потопили пароход «Бегония».

Силы норвежской морской и армейской авиации в Центральной Норвегии объединены под единым командованием.

В ночь на 30 апреля 6 «Уитли» 102 sqn бомбили аэродром Форнебю.

30 апреля

3./StG 1 (11 Ju-87) атаковала британские корабли в гавани Намсуса, потопив вооруженные траулеры «Джардайн», «Уорвикшир» и шлюп «Биттерн». 65 Не-111 из состава KG 4, KG 54, KGr 100, LG 1, 8 Ju-87 из состава I/StG 1 и 3 Ju-88С из состава (Z)./KG 30 наносили удары по морским целям в районе Ондальснес-Олесунн, сбросив 65,5 т бомб.

Два MF-11 и один Не-115 норвежской морской авиации атаковали германские корабли в Согне-фьорде, потопив трофейный минный заградитель «Уллер».

Для прикрытия эвакуации союзников из Центральной Норвегии командование RAF распорядилось усилить атаки по аэродромам противника. В течение суток 56 самолетов (6 «Бленхеймов» 110 sqn, 24 «Уитли» 51, 58, 77, 102 sqn, 16 «Веллингтонов» 9, 37, 99, 115 sqn, 10 «Хэмпденов» 44, 50, 61 sqn) наносили удары по аэродромам Сола, Форнебю и Ольборг, потеряв 9 машин.

12 Не-111 из состава KGr 126 выставили 21 мину в устье Тайна и у Хамбера.

1 мая

Германская авиация противодействовала эвакуации союзников из Намсуса и Ондальснеса. 15 Ju-87 из состава I/StG 1 около 08:00 безрезультатно атаковали авианосец «Глориэс»  — 1 сбит «Си Гладиатором» 802 sqn. 12 He-111 из состава II/KG 26 атаковали крейсера вице-адмирала Каннингхэма, но были отогнаны истребителями 803 sqn. 18 Ju-88 из состава II/KG 4 безрезультатно атаковали эскадру вице-адмирала Эдвард-Коллинза. 17 He-111Р из состава II/KG 4 нанесли удар по железной дороге между Гронгом и Намсусом, а также бомбили железнодорожную станцию Намсуса. 13 Не-111 из состава KGr 100 атаковали корабли в районе Ондальснеса, а 19 из состава II/LG 1 бомбили Молде, Ондальснес и Олесунн.

Норвежское командование отдало распоряжение об переводе авиации из Центральной Норвегии на север или в Великобританию.

3 «Хадсона» 269 sqn Берегового командования совершили налет на Сола — 1 сбит истребителями 4./JG77. Затем удар нанесли 9 «Бленхеймов». В ночь на 2 мая 12 «Уитли» и 6 «Хэмпденов» бомбили аэродромы Сола, Форнебю и Ольборг.

Самолеты 9-й авиационной дивизии (16 Не-111 из состава KGr 126 и 7 Не-115 из состава 3./KüFlGr 506) произвели минную постановку у британского побережья: 16 мин сброшено в устье Тайна, 12 у Хамбера и 6 у входа в порт Миддельсборо. 12 «Хэмпденов» произвели минную постановку в устье Эльбы.

2 мая

12 «Бленхеймов» бомбили аэродром Сола. В ночь на 3 мая 12 «Уитли» и 12 «Веллингтонов» бомбили аэродромы Сола и Форнебю, 26 «Хэмпденов» произвели минную постановку в Осло-фьорде и Кильской бухте.

3 мая

Заключительный день эвакуации союзников из Центральной Норвегии. Пикирующие бомбардировщики Ju-87R из состава I/StG 1, действовавшие с аэродрома Вэрнес, потопили французский лидер «Бизон», британский эсминец «Африди» и вооруженные траулеры «Эстон Вилла», «Гол», «Сэнт Джоран».

В ночь на 4 мая 10 «Хэмпденов» вылетали на минную постановку к германскому и норвежскому побережью.

4 мая

9 Ju-87R из состава I/StG 1, вылетавшие на вооруженную разведку, потопили в Намс-фьорде норвежские пароходы «Блуфьелль», «Секстант», «Пан» и «Офьорд».

KG 4, KG 30, KG 54 и LG 1 выведены из подчинения 5-го воздушного флота.

В ночь на 5 мая пять «Хэмпденов» произвели минную постановку в Осло-фьорде.

Содержание

Дальше

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: «Военная литература»



Важно знать о Норвегии Норвежская авиация. Патянин Сергей Владимирович: «Везерюбунг»: Норвежская кампания 1940 г


 
22. 12.2017
Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радиоНорвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио

Норвегия стала первой страной в Европе и мире, которая полностью отказалась от FM-радиовещания и полностью перешла на цифровое радио. Как сообщило интернет-издание The Loсal, 13 декабря северные регионы страны, включая архипелаг Свальбард, стали последними территориями, которые перешли на цифровое аудиовещание. ... »

08. 12.2017
8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон

В это день 185 лет назад, родился норвежский писатель писатель Мартиниус Бьёрнсон Реалист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1903 года "За благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отмечалась свежестью вдохновения и редчайшей чистотой духа". ... »

01. 12.2017
Флот норвежской круизной компании Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами

MS Roald Amundsen и MS Fridtjof Nansen, самые зеленые, безопасные и передовые экспедиционные корабли мира, дебютируют в 2018 и 2019 годах, позволив туристам побывать в самых зрелищных местах нашей планеты: на диких просторах Шпицбергена, прекрасных фьордах Восточной Гренландии, среди красот норвежского побережья и нетронутой пустыни Арктики. ... »

27. 11.2017
Вышла новая книга о Шпицбергене

Пер Арне Тотланд – журналист и писатель, увлеченный Шпицбергеном. В своей новой книге «Холодный фронт» он рассказывает о норвежской политике на Шпицбергене в течение последних ста лет. Центральное место в книге посвящено конфликтам, в том числе с Россией. ... »

22. 11.2017
Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция

21 ноября в стенах Российского государственного гуманитарного университета состоялась Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории» ... »

20. 11.2017
Норвежцев становится большеНорвежцев становится больше

В третьем квартале 2017 года был зафиксирован умеренный рост численности населения Норвегии. Всего 15100 новорожденных было зарегистрировано в Норвегии. ... »

17. 11.2017
 Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории». Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».

21 ноября в стенах Российского государственного гуманитарного университета состоится Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории». ... »

13. 11.2017
Министерство транспорта и связи Норвегии и водительские праваМинистерство транспорта и связи Норвегии и водительские права

Министерство транспорта и связи Норвегии (Samferdselsdepartementet) рассматривает предложение, согласно которому в скором времени норвежцам необязательно будет иметь при себе водительские права. ... »

09. 11.2017
Норвегия получила от США новейшие истребители F-35Норвегия получила от США новейшие истребители F-35

Норвегия получила первые новейшие американские истребители F-35, которые прибыли на военную авиабазу Орланд. Как сообщается на сайте Вооруженных сил Норвегии, это первые три самолета F-35, которые будут постоянно базироваться в Норвегии. ... »

09. 11.2017
Норвегия станет первой страной в мире полностью независимой от нефти и газа

С 2025 года в Норвегии начнет действовать запрет на продажу любых транспортных средств, работающих на энергии ископаемого топлива. Теперь Норвегии осталось поставить точку и реорганизовать последние процессы в стране, чтобы полностью отказаться от ископаемого топлива... ... »


 Страница 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  >> Всего новостей на сайте: 25854 
 

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Архив новостей Все новости »

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Норвежская авиация Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru