Густав Вигеланд
Густав Вигеланд (11 апреля 1869 года — 12 марта 1943 года).
Густав Вигеланд занимает особое место среди норвежских скульпторов в силу его фантазии и плодотворности (около 1600 скульптур, 12000 рисунков, 420 гравюр на дереве). Его имя ассоциируется, прежде всего, с «Парком скульптур Вигеланда» в Осло. Парк в 32 гектара содержит около 200 скульптур, архитектурных композиции и главные ворота из кованого железа и гранита. Густав родился на ферме, название которой звучит как Вигеланд, в 11 км от Мандала, маленького прибрежного городка на юге Норвегии, в семье ремесленников и крестьян. Его способности к рисованию и резке по дереву проявились еще в раннем возрасте. В 1884 году он был отправлен в Осло, где обучался грамоте и резке по дереву. После внезапной смерти отца в 1886 году Густав был вынужден вернуться обратно в Мандал, чтобы помогать семье. Он занимался хозяйством, резкой по дереву, много читал и рисовал. Сюжеты для своих будущих скульптур он брал из Библии, Гомеровской «Иллиады» и «Одиссеи». Вигеланд вновь отправился в Осло в 1888 году с твёрдым намерением стать профессиональным скульптором. Большую поддержку и практическую помощь ему оказал скульптор Брийнульф Бергслин. В следующем году Вигеланд выставил свою первую работу «Хагар и Ишмаэль». Вечерами он учился у скульптора Матиаса Скейброкса в художественной школе, а вскоре начал работать у него в студии. С 1891 по 1896 годы Вигеланд путешествовал по Европе, посетив Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. В Копенгагене он нашел место в студии скульптора Вильгельма Биссена и выполнил скульптурную группу из пяти фигур в натуральную величину, получившую название «Проклятый». Скульптура вызвала большой интерес на выставке в Копенгагене и Осло, а талант скульптора оценили как значительный и самобытный. Критик предсказал пророчески: "Художник со временем не испугается больших задач". В Париже он посещал выставки и знакомился с мировым искусством. Огромное влияние на его творчество оказал Огюст Роден. Его рельеф «Ад» - пессимистическое видение человеческой жизни, основанное на произведениях Данте и собственных детских религиозных впечатлениях, легло в основу первой персональной выставки в 1894 году, но позже недовольный пропорцией персонажей, он смоделировал их снова. В Италии скульптор знакомился с античным искусством и искусством эпохи Возрождения. В эти годы в его произведениях впервые появились темы, которые позже стали доминировать в его творчестве: смерть и отношения между мужчиной и женщиной. В конце 90-х Вигеланд создал ряд любовных статуэток, торжественных, но без чувственности Родена. Они вызвали большой интерес на второй персональной выставке Вигеланда в 1899 году. Несмотря на положительные отзывы, Вигеланд был вынужден искать заказы, чтобы выжить. Он занимался реставрацией собора в Тронхейме. В 1900 году он получил стипендию и уехал на целый год изучать готическую скульптуру во Францию и Великобританию. Несмотря на то, что Вигеланд добросовестно изучал средневековую скульптуру, он был весьма обеспокоен своим личным искусством. Посещавшие его на протяжении десятилетий идеи воплотились в более 1000 рисунков. Отдельную группу составляют эротические мотивы, которые описывают, в частности, сексуальность человека, часто с оттенком отчаяния и безысходности.
В это время Вигеланд пережили глубокий личностный кризис. В 1899 году у него и Лоры Андерсен родилась дочь, которую они долго ждали. И в его жизнь вошла Инга Сювертсен. Перед расставанием Гюстав и Лора заключили формальный брак.
Перед отъездом осенью 1900 года Вигеланд получил предложение от муниципалитета г. Осло по созданию фонтана: шестеро мужчин несут чашу с бурлящей водой. К большому разочарованию заказ на фонтан не был утвержден. Хотя Вигеланд полагал, что эта работа станет величайшим трудом его жизни. Им был создан бюст Бьернстьерне Бьернсона, дружба с которым сослужила ему хорошую службу в дальнейшем. В то же время он участвовал в закрытом конкурсе по созданию проекта медали на соискание Нобелевской премии мира. Его проект был принят. Медаль была вручена в первый раз в 1902 году. Также он получил заказ на изготовление бюста Альфреда Нобеля в Нобелевском институте г. Осло.
После своего возвращения он завершил скульптуру "Готика" для Нидаросского собора, но все больше чувствовал себя как "обманщик", работая в другом временном стиле. После 1902 года он не выполнял никаких новых работ в соборе. Несмотря на внутреннюю борьбу и недовольство, соприкосновение со средневековым искусством оказало положительную роль на развитие его творчества.
Вернувшись в Осло, он получил от городских властей заброшенную студию, в которой смог продолжить работать. Он развил бурную деятельность, и первые годы посвятил себя монументам и бюстам. В 1902 году им был выполнен бюст известного математика Нильса Хенрика Абеля.
Личная жизнь Вигеланда наладилась. Они с Ингой Сювертсен стали жить вместе. Официально она была его экономкой, но принимала активное участие в его работе: служила натурщицей, помогала в студии, училась работе с гипсом, а также регистрировала новые скульптуры и фотографировала их на различных этапах работы. Кроме бюста Абелю, Вигеланд по собственной инициативе выполнил ряд бюстов известных людей, в том числе Генрика Ибсена, Софуса Бугге, Арне Габорг, Эдварда Грига, Кнута Гамсуна и других. Бюсты этого периода свидетельствуют о редкой способности автора сопереживать психическому состоянию модели, поймать ее особенность и подчеркнуть настроение или выражение. Эта способность скульптора также отразилась в статуе композитора Бетховена, которую Вигеланд отлил в бронзе на свои деньги в 1906 году.
Осенью 1906 года Вигеланд представил модель фонтана с прямоугольным бассейном в масштабе 1:5. Его огромную чашу поднимают шесть гигантов. По углам бассейна расставлено двадцать бронзовых групп: пушистые кроны молодых деревьев, преображаются в неразрывные сплетения листвы и стволов с человеческими фигурами. Внутренняя окантовка бассейна покрыта 66 рельефами. После долгих споров деньги на строительство фонтана были собраны, и в 1907 году город сделал заказ - фонтан должен был украсить площадь перед зданием Национального парламента. В 1919 году Вигеланд добавил к фонтану высокую гранитную колонну («Монолит»). А на ступенях, примыкающих к монументу, планировал установить тридцать шесть гранитных групп фигур. В 1921 году дом-студия Вигеланда оказался включённым в план сноса. После долгого спора Вигеланду была предоставлена студия на улице Киркевеин, где он смог жить и работать: в обмен он обещал пожертвовать все свои последующие работы, включая скульптуры, рисунки, гравюры и модели. Студия располагалась в окрестностях парка Фрогнер, который он впоследствии выбрал как оптимальное местоположение для фонтана. В 1922 скульптор женился на 18-летней натурщице Ингерид Вильберг, брак с которой распался в 1940 году. Последующие 20 лет Вигеланд был вовлечен в проект открытой выставки его художественных работ, который позже превратился во всемирно известный "Парк скульптур Вигеланда". В 1930 году Вигеланд представил эскизные наброски оформления парка, куда входило строительство нового моста и установка 64 бронзовых статуй и групповых композиций на его гранитных парапетах, круглая площадка с детскими скульптурами у пруда. В 1934 году он создал бронзовую скульптуру «Колесо Жизни», в 1936 «Клан» и в 1938 «Треугольник». Вигеланд проектировал рисунок каждой решётки ворот Главного входа, а в их изготовлении из железа ему помогали искусные мастера-кузнецы. Их орнамент, в который органично вплетены человеческие фигуры, порой прост, строго геометричен и одновременно сложен, отличается особой утончённостью исполнения.
Последними были выполнены 8 бронзовых детских скульптур для детской площадки (1923г.), рельефы ящериц и людей на бронзовых воротах у Главного входа, автопортрет и статуя молодой женщины.
Вигеланд хотел, чтобы все скульптуры были установлены одновременно. Но когда началась вторая мировая война, он понял, что хранить их в студии небезопасно. Скульптуры, украшающие гранитные парапеты моста, были установлены летом 1940 года. Монолит с 121 фигурой был закончен в 1943 году. Его высота - 17 метров. Он выполнен из цельного куска гранита. Три резчика по камню в течение 13 лет трудились над ним. В 1944 года состоялось его открытие. Фонтан был закончен в 1947 году из-за нехватки материала во время войны. Постепенно все скульптуры заняли свои места, последняя - в 2002 году.
Парк скульптур Вигеланда — результат поистине титанического труда его автора. На протяжении сорока лет здесь были созданы многие композиции, составляющие ныне единый комплекс садово-парковой скульптуры. Центральной темой является человек, неподвластный времени, на различных этапах жизни, со своими страстям и эмоциями.
Творчество Вигеланда был хорошо воспринято его современниками. Происходившее в это время становление нации оказало положительную роль в продвижении его проектов. Гюстав Вигеланд умер в больнице в 1943 году. Урна с его прахом покоится в здании колокольни в музее Вигеланда. Гюстав Вигеланд стал кавалером I класса Ордена Святого Олафа в 1901году и кавалером Большого креста в 1929 году.
опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: norginfo

Густав Вигеланд Густав Вигеланд
|