Григорий Дурново о концерте The Thing в Культурном центре «Дом»
Black Sabbath и The White Stripes, Дэвид Боуи и Пи Джей Харви, Дюк Эллингтон и Альберт Айлер, венгерская тюремная баллада и японский рок — все это и многое другое входит в репертуар бешеного трио The Thing, сокрушающего последние стереотипы, связанные с границами жанров, стилей и направлений, через экстаз и почти что физическую боль открывающего новые способы звукоизвлечения и звуковосприятия. The Thing принято рассматривать в контексте истории фри-джаза и авангардной импровизационной музыки, но в творчестве трио столько же неприглаженности гаражного рока, ярости панка и бесстрашия нойза, сколько внутренней свободы джаза. Все это, в сущности, одно — отсутствие штампов, открытость всему на свете, легкость, гибкость, спонтанность восприятия.
Все трое участников The Thing — живущий в Вене шведский саксофонист Матс Густафссон, живущий в Чикаго норвежский контрабасист Ингебригт Хокер Флатен и оставшийся на родине его соотечественник, барабанщик Пол Нильссен-Лав — работают в большом количестве других международных импровизационных проектов. Всюду они проявляют безудержное любопытство к возможностям звука, смелость экспериментаторства. Но в The Thing каждый из них, пожалуй, реализуется на 146%. Это, кстати, не означает, что их концерты сводятся к неистовой, ничем не сдерживаемой шумовой атаке (хотя ее здесь предостаточно, да еще она, скорее всего, будет приправлена всяческими электронными воями и скрипами). Трио умеет внезапно становиться оглушающе тихим и столь же внезапно рождать из импровизации убийственно простые мелодические и ритмические ходы, которые в течение нескольких минут займут всеобщее внимание и потом вряд ли забудутся.
The Thing охотно приглашает к сотрудничеству разных музыкантов-единомышленников. Вместе со скандинавами играли патриарх американского свободного джаза саксофонист Джо Макфи, его более молодой соотечественник и коллега Кен Вандермарк, лидер британской импровизационной школы контрабасист Барри Гай, гитаристы Sonic Youth Терстон Мур и Джим О'Рурк, японский электронщик Отомо Йосихидэ. А совсем недавно The Thing поучаствовали в проекте, который на первый взгляд может казаться неожиданным, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что все предпосылки к этому сотрудничеству имелись уже давно, и даже странно, что оно не состоялось раньше. Партнершей трио стала шведская певица смешанных европейско-африканских кровей Нене Черри, более всего известная благодаря танцевальному хип-хоп-хиту 1988 года "Buffalo Stance". Вероятно, успеху объединения немалым образом поспособствовал тот факт, что отчимом Нене был выдающийся трубач Дон Черри, соратник пионера фри-джаза Орнетта Коулмена, экспериментатор, интересовавшийся академической и этнической музыкой. Для The Thing Черри был настоящим кумиром — достаточно сказать, что сам ансамбль был назван по его композиции. В результате совместной работы на альбоме "The Cherry Thing" друг с другом мирно уживаются песни протопанк-групп The Stooges и Suicide, хит хип-хопера MF Doom, произведения Коулмена и Черри-старшего. Импровизаторы-ниспровергатели, создающие песенный альбом,— это дорогого стоит. Есть ощущение, что The Thing находятся на очередном пике своего извилистого пути, но кто знает, какие вершины трио еще способно покорить.